Вопросы для Путина. Почему формат большой президентской пресс-конференции по-прежнему востребован

Вопросы для Путина. Почему формат большой президентской пресс-конференции по-прежнему востребован

Владимир Путин провел в четверг традиционную, уже 14-ю по счету большую пресс-конференцию. В столичном Центре международной торговли она собрала рекордное количество журналистов - аккредитации получили более 1700 человек - представители как российских, так и зарубежных СМИ. В ходе общения Путина и пресс были подняты самые разные темы. Так, говорили о ценах на бензин и пенсиях, о санкциях и ядерной угрозе, о ситуации в Сирии и отношениях с Украиной и странами Запада.

По мнению специалистов, опрошенных Институтом региональной экспертизы, формат большой пресс-конференции по-прежнему актуален. Между тем, некоторые высказывают мнение, что он нуждается в некотором апгрейде.

Как пояснил эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов, экспрессивное поведение и рекордное количество журналистов на пресс-конференции показывает, что формат нисколько не устарел, а даже набирает обороты с каждым годом. По его мнению, скепсис обычно выражают те, кому не удалось задать вопрос.

«Вопросы как всегда были разношерстными. К сожалению, многие представители региональных СМИ злоупотребляют вниманием и ведут себя непрофессионально, когда получают право задать вопрос. Но это больше говорит об уровне журналистики, чем о формате. Также привыкли красоваться и «либеральные» журналисты, демонстрирующие всему миру свою «смелость» и «принципиальность». Но это внушительная часть медиа и игнорировать их нельзя. Путин не может пойти по пути Трампа и делить журналистов на достойных и недостойных внимания», - пояснил Тихонов.

Генеральный директор аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский признал, что пресс-конференция прошла в традиционном, уже сложившемся за годы формате. «Однако формат себя не исчерпал, он нужен Путину, чтобы оставаться в повестке, доносить до людей те месседжи, те смыслы, которые он считает необходимым озвучить. На самом деле у президента не так много форматов. В основном это встречи с заранее подготовленными вопросами, а формат пресс-конференции оставляет возможность для экспериментов», – сказал Игнатовский. Он также подчеркнул, что магистральные темы были озвучены в самом начале пресс-конференции – роль национальных проектов, распределение бюджетных средств, развитие экономики, новый технологический уклад, вопросы, связанные с внешней политикой. «Еще один важный блок – это условные «предновогодние подарки» тем, кто обращается с просьбами. Но здесь опасная тенденция заключается в том, что на пресс-конференцию начали попадать люди, которые в реальности не являются журналистами, а аккредитовались от каких-то непонятных изданий», - подчеркнул эксперт.

Директор Центра общественных коммуникаций Андрей Шуклин утверждает, что пресс-конференция Владимира Путина – знаковое событие, к которому всегда приковано большое внимание и которое в дальнейшем разлетается на цитаты.

«На уровне политологов данное мероприятие становится одной из обсуждаемых тем, ведь именно заявления первого лица и определяют как внутреннюю, так и внешнюю политику. Очень важно знать перспективы и ожидания, поэтому эксперты жадно следят за этим событием. Для представителей власти это и вовсе важнейшая тема, где могут быть затронуты как общие векторы развития, так и конкретные вопросы регионального значения. Например, губернатор Тюменской области Александр Моор по причине просмотра пресс-конференции и дальнейшего решения возникших вопросов не смог посетить заседание Общественной палаты региона. Во время подобных событий истеблишмент на несколько часов замирает у экранов и следит, не попал ли их субъект в информационную повестку», - пояснил Шуклин.

Он также отметил, что для региональных журналистов это способ не только задать вопрос, но и на всю страну озвучить свою позицию и дать импульс определенным делам: «А для простых жителей нашей страны такая пресс-конференция - возможность получить помощь и слова поддержки от президента, который обещал разобраться по многим вопросам, и выразить ему любовь и благодарность».

Однако руководитель отдела политических исследований Института региональной экспертизы Евгений Крылов полагает, что формат пресс-конференций первого лица страны для журналистов «рутинизировался, превратился в обыденную процедуру проговаривания и прослушивания всем известных тем».

«Сами медийщики уже находят интересные для себя околособытийные сюжеты, как например, чтение табличек и плакатов, привлекающих внимание Владимира Путина. Так же не были выделены какие-то интересные особенности, кроме как рекордного числа аккредитованных журналистов. В большей степени пресс-конференция была ориентирована на широкую аудиторию, внимание которой сегодня приковано к важным для людей темам – уровню жизни, оплаты труда, безопасности», - отметил эксперт. По оценкам Крылова, президент дал ясно понять, что ситуация в стране под контролем, поводов для упаднических настроений нет, он по-прежнему слышит обращения простых сограждан: «Примечательно, что важным посылом стало отсутствие в словах Путина какой-либо запретительной лексики, которая сегодня особенно может вызвать отторжение у населения».

irex.group