Смольный хочет взять под себя водные прогулки - эксперт о желании города контролировать реки и каналы Петербурга
Смольный хочет взять под себя водные прогулки - эксперт о желании города контролировать реки и каналы Петербурга
Губернатор северной столицы Георгий Полтавченко обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой передать контроль над реками и каналами Петербурга правительству города. Сейчас данные водоемы находятся под властью федеральных органов. По мнению экспертов, перевод водных путей под опеку местных властей позволит городу устанавливать собственные правила игры и лучше контролировать бизнес.Суть предложения
Как ранее сообщали НЕВСКИЕ НОВОСТИ, Смольный высказал желание своими силами следить за порядком городских рек и каналов, а также обеспечивать безопасность судоходства. Мнения по этому поводу разделились. С одной стороны, такие изменения могут повлечь за собой более строгий контроль за чистотой самой воды и за честностью ведения бизнеса в этой области. С другой - лишние проверки могут заметно усложнить жизнь бизнесу, который и без того имеет лицензию на осуществление деятельности в этом направлении.
Впервые власти города сообщили о своем желании контролировать водоемы Петербурга еще в начале текущего года. В феврале губернатор попросил тогдашнего министра транспорта Максима Соколова включить Фонтанку, Мойку, канал Грибоедова, Крюков канал, Зимнюю канавку и Кронверкский пролив, а также Большую, Среднюю и Малую Невки в перечень внутренних «водных путей РФ регионального значения».
Сам губернатор Георгий Полтавченко считает, что водоемы активно задействованы в туристической жизни города, поэтому так важно самостоятельно управлять пассажирскими перевозками. Отметим, что только в прошлом году по ним было перевезено 2 млн человек. Похожая система работает сейчас в секторе автодорог, но для речного транспорта такое предложение пока в новинку.
На данный момент Большая, Средняя и Малая Невки являются реками федерального значения, то есть находятся в регулировании федерального законодательства. Фонтанка, Мойка, Канал Грибоедова, Крюков канал, Зимняя канавка и Кронверкский формально относятся к водным путям Петербурга. Но этот статус установлен только городским законом и не подтвержден на федеральном уровне. Это значит, что город не может устанавливать свои правила игры в отношении этих водоемов.
Причины, по которым региональные власти хотят контролировать водоемы Петербурга
В чем основная мотивация данного предложения Смольного, пока сказать сложно. Специалисты предполагают, что основной упор будет сделан на регулирование правил навигации, которые сейчас имеют формальный характер. Большинство участников рынка и так соблюдают порядок в водном пространстве, тем не менее нарушение этих правил не влечет за собой никаких санкций и штрафов.
Помимо этого есть мнение, что переход власти на региональный уровень позволит Смольному целенаправленно финансировать поддержание судоходных путей — делать замеры глубины, организовать диспетчерскую поддержку, чтобы обеспечить безопасность плавания. Сегодня диспетчеризация осуществляется только на Большой и Малой Неве, за которыми следят федеральные власти, а на малых реках и каналах ее вовсе нет. Также у местных властей появится возможность дополнительно контролировать общую ситуацию на водных путях и бороться с нарушителями в случае необходимости.
По федеральным нормативам, на содержание девяти рек и каналов городу придется тратить как минимум 3,6 млн рублей в год. Какая структура будет их осваивать, пока неизвестно. Если правительство даст добро, то город «определит соответствующее бюджетное учреждение», говорится в письме губернатора. По предположениям, таким ведомством может стать Агентство внешнего транспорта.
Мнение эксперта
НЕВСКИЕ НОВОСТИ попросили прокомментировать предложение Смольного политического консультанта, генерального директора аналитического центра Polit Generation Ярослава Игнатовского. По его мнению, инициатива будет оправдана только в том случае, если расходная часть бюджета вырастет, а каналы и реки будут очищаться лучше.
«Сейчас в этой воде не то что нельзя купаться, водоемы выглядят как минимум не эстетично. Несмотря на то, что по набережным гуляет огромное количество туристов, и ходят речные трамвайчики, водоемы сильно загрязнены бутылками и другим мусором, сама вода мутная, наполнена взвесью. Такая картина заметно портит облик города, поэтому если у Петербурга есть такие возможности, то предложение имеет смысл и может дать положительный результат. Но, по моему мнению, у города таких возможностей не так много, и везде, где можно перевести расходы с регионального бюджета на федеральный, городская власть будет стремиться сделать это. Именно поэтому для меня такая инициатива пока остается загадкой. Может быть, причиной этому стало желание власти поставить под контроль бизнес, который работает на этом направлении, но сейчас это предложение больше похоже на теоретизирование», - отметил эксперт.
Как сообщают в СМИ, Смольный рассчитывает получить контроль над водными путями до конца 2018 года. Обращение, направленное в феврале в Минтранс, почти сразу получило одобрение. А уже в апреле был подготовлен проект распоряжения правительства о смене статуса водных путей. Тем не менее решение по этому вопросу может быть приостановлено в связи с пересменкой в кабинете министров. Напомним, что после ухода Максима Соколова с поста главы Минтранса свои должности освободили еще два чиновника, которые как раз занимались этим направлением, поэтому не исключено, что в ближайшее время решение по передачи контроля над водоемами города правительству Петербурга будет отложено.
nevnov.ru