Какие губернаторы сегодня нужны России?
Какие губернаторы сегодня нужны России?
В России вновь стартовал очередной этап ротации в губернаторском корпусе. Сразу несколько региональных лидеров уже покинули свои посты. Кадровые изменения заставили экспертов вновь заговорить о том, какая же модель управления регионом на сегодняшний день оказывается наиболее востребованной. Некоторые полагают, что ставка на губернаторов-технократов не оправдала себя, что управленцы новой волны пока не сумели зарекомендовать себя с лучшей стороны. Но так ли это на самом деле? О том, какая именно концепция регионального менеджмента необходима сегодня стране, Институту региональной экспертизы рассказали эксперты.Так, по мнению главы Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, тот формат регионального управления, который формировался в России в последние 10 лет, сегодня уже не работает.
«Возвращение прямых выборов губернаторов – было лишь номинальным жестом. Реальной политической конкуренции на региональном уровне возвращено не было. Что и понятно – был внедрен институт так называемых технократов. Что такое технократ? Это чиновник, который не принимает самостоятельных решений, а во всем опирается на руководящую функцию системы – приказов и методик из Москвы. Эта система работала лишь тогда, когда центру было что распределять, когда с финансированием был профицит. Как только федеральный центр столкнулся с дефицитом, то потребовалось какая-то корректировка курса на местном уровне. Собственно, тогда и пошел разговор о потребности в «кризис-менеджерах», - пояснил Гращенков.
По сути, кризис-менеджеры - это те же технократы, просто с расширенными полномочиями, утверждает эксперт. «Они могут не только слушать, что им говорят, но предлагать какие-то собственные варианты и пути решения. Но, поскольку Москва принципиально редко прибегает к формированию высших должностных лиц из числа местных - все они так называемые варяги. Плохое понимание специфики региона, отсутствие связки и личного политического опыта на территории приводит к тому, что кризисные меры не оказываются эффективными», - говорит Гращенков.
По его словам, сегодня востребованы возвращение публичной политики, отмена муниципального фильтра и реальные выборы губернаторов на конкурентной основе: «Это позволит сформировать новый губернаторский корпус, состоящий из проверенных политиков, которые будут всецело отвечать за реализацию экономической, политической программы в регионе. Примерами таких губернаторов может служить глава Иркутской области Сергей Левченко, который реализует собственную экономическую модель - так называемую «байкальскую». Можно также назвать губернатора Красноярского края Александра Усса. По-прежнему высоких показателей добивается избранный в свое время глава Калужской области Анатолий Артамонов. В регионе он самостоятельный политик и реализует собственную экономическую программу, которая привела регион к мощному индустриальному росту».
По мнению гендиректора фонда «Прикладная политология» Сергея Смирнова, для разных регионов нужны разные губернаторы. «Просто потому, что и регионы разные, и ситуации в них разные. И даже в одном регионе общественно-политическая и социально-экономическая ситуации могут за несколько лет существенно измениться. Поэтому все разговоры про смену одной модели управления регионами на другую имеют скорее теоретический, нежели практический характер. Например, в последнем Индексе избираемости глав субъектов Российской Федерации среди «отличников» - Рамзан Кадыров, Дмитрий Артюхов, Алексей Дюмин и Сергей Носов. И что общего, например, у бывшего мэра Нижнего Тагила и бывшего командующего Силами специальных операций России? Поэтому можно говорить лишь об отдельных компетенциях и моментах в биографиях, которые могут быть конкурентными преимуществами руководителей регионов (или кандидатов в эти главы)», - пояснил Смирнов.
В частности, таковым преимуществом, по его оценкам, может служить изначальная связь с руководимым регионом, с успешными местными проектами. «Уже упоминавшийся Дмитрий Артюхов до своего избрания губернатором ЯНАО был помощником, а затем и заместителем своего предшественника Дмитрия Кобылкина и участвовал в подготовке проекта по строительству Северного широтного хода. А недавно избранный губернатор Амурской области Василий Орлов в свое время был заместителем мэра Благовещенска и министром экономического развития Амурской области. Да и врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко тесно связан с регионом (он там родился, работал, был членом Совета Федерации от Приморской краевой Думы). При этом если Артюхова и Орлова можно условно отнести к «молодым технократам», то Кожемяко явно попадает в категорию «кризисные менеджеры», - резюмировал эксперт.
Глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов отмечает, что под различные модели управления регионами нужен свой тип губернатора. «Наверное, один их самых популярных типов руководителя – губернатор-технократ. Это относительно молодой человек, имеющий хорошее образование, серьезный опыт управления на федеральном уровне, который хорошо разбирается в экономических вопросах. Технократы проходят специальную подготовку в РАНХиГС, у них совершенно иной склад мышления, чем у руководителей старого, советского поколения, это управленцы современного типа. Технократ, как правило, направляется в те регионы, где необходим свежий взгляд, абстрагирование от интересов местных экономических и политических группировок. Поэтому зачастую таким губернатором является «варяг» – человек в регионе новый и не связанный с местными элитами. Его основная задача – поднимать экономику региона, работать с бизнесом, привлекать инвестиции, федеральные субсидии», - отмечает Иванов.
По этой причине, считает эксперт, технократы, как правило, назначаются в регионы экономически депрессивные и относительно небольшие по численности и территории. Таким образом, технократ – это в некотором роде «антикризисный управляющий», уверен Иванов. Он приводит примеры таких специалистов: губернаторы Нижегородской области (Глеб Никитин), Новгородской области (Андрей Никитин), Ивановской области (Станислав Воскресенский), Ямало-Ненецкого автономного округа (Дмитрий Кобылкин), Калининградской области (Антон Алиханов).
«Другой тип губернатора – это человек, имеющий очень серьезный авторитет в регионе, значительный политический вес. Такими губернаторами являются Сергей Собянин (г. Москва), Александр Усс (Красноярский край), в свое время таким был Аман Тулеев (Кемеровская область). Такой руководитель нужен для консолидации внутренних элит в целях предупреждения или урегулирования различных политических и экономических конфликтов в регионе. В этом случае власть выступает, в некотором смысле, в качестве медиатора – посредника при разрешении споров. Сейчас руководителей такого типа становится все меньше, им на смену приходят технократы. Еще один довольно распространенный тип руководителя региона – выходцы из силовых структур, такие как Александр Жилкин (Астраханская область), Алексей Дюмин (Тульская область), Владимир Васильев (Республика Дагестан), Дмитрий Миронов (Ярославская область). Это люди, у которых хорошие личные отношения с президентом, можно сказать, они – его личная гвардия», - пояснил Иванов.
По его мнению, несмотря на то, что «силовики» не являются профессиональными управленцами, в некоторых случаях руководить регионом у них получается довольно эффективно.
Он выделяет еще один тип губернаторов – это бывшие руководители муниципалитетов, которые грамотно и эффективно проявили себя на местном уровне и были направлены «на повышение». Впрочем, далеко не всегда им удается перенести позитивный опыт управления на региональный уровень. Например, бывший губернатор Карелии Александр Худилайнен (экс-глава Гатчинского района Ленинградской области), губернатор Курганской области Алексей Кокорин (бывший мэр Шадринска Курганской области) успехов в своих регионах добиться не смогли, констатирует Иванов. Но есть и примеры эффективной работы: Сергей Носов (Магаданская область, бывший глава Нижнего Тагила), Андрей Травников (Новосибирская область, экс-мэр Вологды). Весьма успешно руководит Ростовской областью Василий Голубев – бывший глава Ленинского района Московской области.
Генеральный директор аналитического центра «PolitGeneration» Ярослав Игнатовский в свою очередь пояснил, что существует система рекрутинга, которую в том числе регулируют крупные корпорации, которые находятся рядом с Кремлем. Кроме того, по словам Игнатовского, есть и глава государства, у которого имеется свое видение кадровых назначений и определенных форматов работы: «В систему, наряду со всеми остальными типами губернаторов, успешно интегрированы и условные «генерал-губернаторы» — здесь речь идет о руководителях Тульской, Ярославской областей, республики Дагестан. Они уже сумели продемонстрировать собственную эффективность».
Он также назвал и другой формат регионального менеджмента - так называемый no name-кандидаты: «Тот же Сипягин, который выиграл выборы во Владимирской области».
irex.group