Дефицит в головах: почему губернаторам не удается убедить россиян отказаться от ажиотажного спроса на товары первой необходимости

Дефицит в головах: почему губернаторам не удается убедить россиян отказаться от ажиотажного спроса на товары первой необходимости

Дефицит в головах: почему губернаторам не удается убедить россиян отказаться от ажиотажного спроса на товары первой необходимости

Жители регионов игнорируют призывы губернаторов не скупать сахар, муку, крупы и другие товары первой необходимости. О том, что дефицит сахара невозможен, утверждают руководители Краснодарского края, Тамбовской, Курской и Липецкой областей – лидеров по производству этого продукта. Но и в этих регионах встречаются пустые полки, а жители жалуются на рост цен – на треть и более.

В Томской области ЦУР выпустил видео, в котором губернатор Сергей Жвачкин утверждает, что видимость дефицита сахара создают нечестные продавцы, хотя продукта «навалом». Он обратился к жителям: «Покупайте лишний мешочек, я не возражаю. Но не забивайте сенки, кладовки и все остальное этим сахаром». А губернатор Орловской области Андрей Клычков даже подшутил над гражданами, которые скупают по 200 кг сахара: «Вам куда? Если самогонку варить, импортозамещением заниматься, могу поверить. Нам надо выступить с инициативой при таком объеме закупки сахара. Акцизные марки легализуем. Самогон орловский будем реализовывать по всему миру».

Неспособность губернаторов успокоить граждан – проявление исторически сложившегося недоверия граждан к тому, что говорит власть, убежден руководитель агентства «Социальные коммуникации» Илья Паймушкин. «Чем больше люди, представленные во власти, о чем-то говорят, тем больший выходит обратный эффект. И это недоверие с годами только растет, люди привыкли надеяться только на себя. И каждый для себя сегодня определяет, что он может обеспечить для своих близких и куда сейчас вложить деньги, которые будут обесцениваться: кто-то валюту покупает, кто-то – трактор, кто-то – дачу, а кто-то закупает продукты», – говорит политтехнолог. Вместе с тем он считает, что связи между ажиотажным спросом и ростом социальной напряженности сегодня нет.

Причины ажиотажного спроса лежат гораздо глубже, чем проблема доверия к губернаторам и власти в целом, считает генеральный директор компании «Политген» Ярослав Игнатовский. «Наши поведенческие привычки уходят вглубь на несколько поколений. Не будем забывать, что поколение наших дедушек и прадедушек во время войны и после застало голод, разруху и бедность. Поколение людей 50+ застало распад Советского Союза, пустые полки и очереди. И после 1991г. было несколько кризисов, на которые россияне реагировали болезненно. Первой реакцией на надвигающиеся потрясения является побежать в магазин и скупить все самое необходимое. То же самое было два года назад, когда начиналась пандемия коронавируса. Тогда сметали гречку, сейчас – сахар и прокладки. Это связано не с доверием или недоверием к власти, а со страхом и фрустрацией перед неопределенным будущим».

Игнатовский полагает, что волны дефицита разных товаров будут накатывать в течение года, но продуктов питания они будут касаться в меньшей степени. По его мнению, кризис доверия к власти может возникнуть, если возникнет дефицит товаров сразу по нескольким позициям, а власть не найдет рычагов давления на поставщиков. При этом политтехнолог говорит, что у губернаторов есть рабочие рычаги влияния на продуктовый рынок: «Это соответствующие структуры в правительстве и региональных администрациях, комитеты по предпринимательству, через ФАС, руководителю которой губернаторы могут позвонить и сигнализировать о наличии проблем». Политтехнолог убежден, что грамотные губернаторы сейчас должны в первую очередь обращать внимание на ситуацию на продовольственном рынке. «Сегодня это важнейший маркер социального самочувствия населения», – подчеркнул он.

Директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда сказала «Клубу Регионов», что нет оснований волноваться о том, что будет дефицит сахара, крупы и муки при нормальном спросе. «Россия в целом производит зерна в полтора раза больше, из них пшеницы – в два раза больше, чем нужно ей самой, сахаром мы себя обеспечивали. Эти запасы у нас сформированы, кроме того, это простая промышленность, которая не требует особенного оборудования, так что риск, что что-то сломается без возможности починить, пока низкий. Тем более правительство РФ приняло меры по контролю за экспортом в страны ЕАЭС, есть проблемы с экспортом продукции в другие страны, продукции внутри страны будет достаточно. Урожай в прошлом году был хорошим, виды на будущий урожай зерновых лучше, чем в прошлом году, так что в ближайший год-два я бы точно не волновалась при любом ходе событий за наличие продуктов. Волноваться могут производители, чтобы продать так, чтобы производство было выгодным», – говорит эксперт.

Что касается потребительского поведения сограждан, то оно, по мнению Шагайды, традиционно. «Люди как будто и не жили настоящим, они как будто все время жили в прошлом до 1992 г., когда был постоянный страх дефицита. С такой готовностью вернулись к той логике выживания и потребительского поведения: нам многого не надо, запасай, что пока есть! Они скорее опасаются не того, что продуктов не будет, а роста цен на них. Мне, конечно, хотелось бы сказать, что этого не будет, ведь на бензин или газ вполне может снизиться цена, что приведет к сокращению издержек производителей и будет противодействовать росту цен… Но сейчас слишком много неопределенности, многие цепочки разрушились, все предсказания – гадание на кофейной гуще. Единственное, что хочу сказать: если много купили, то позаботьтесь, чтобы это сохранилось», – заключила собеседница.


club-rf.ru