Объединение субъектов Российской Федерации: предпосылки, перспективы, возможности

Объединение и укрупнение субъектов Российской Федерации широко обсуждается в современном политическом дискурсе. Реформа по укрупнению субъектов РФ, начатая в 2000-е гг., сегодня получает второе дыхание. Подписанный главами Архангельской области и Ненецкого автономного округа меморандум о намерении объединить регионы может стать триггером к слиянию и других субъектов федерации. Основными претендентами на укрупнение в ходе текущего цикла являются Архангельская область и Ненецкий автономный округ, Хабаровский край и Еврейская автономная область, а также Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (т.н. «Тюменская матрешка»). Несомненно, опыт объединения этих регионов окажет определяющее влияние на перспективы дальнейшей политики реконфигурации субъектов федерации.

В представленном докладе анализируются условия и перспективы возможных объединений регионов, представлены их возможные сценарии, рассмотрены потенциальные преимущества и риски.

Основные выводы доклада:
- Сегодня перед руководством России стоит задача укрупнения регионов, при этом необходим учёт социально-экономической ситуации в каждом отдельно взятом субъекте.
- Положительные моменты реформирования заключаются в повышении статуса и роли субъектов, включающих в свой состав бывшие автономные образования, а также в получении полного контроля над исполнительной властью на местах. В свою очередь «поглощённые» регионы имеют шанс улучшить экономические показатели. К негативным сторонам процесса слияния относится понижение статуса «поглощённого» региона и разрыв прямых связей с федеральным центром.
- Объединение Хабаровского края и Еврейской автономной области, Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Архангельской области и Ненецкого автономного округа позволит не только сократить бюрократический аппарат, снизить нагрузку на бюджеты, но и выстроить системы управления, основанные на максимальном вовлечении местных жителей в решение проблем локального характера.
- Подготовка присоединения НАО к Архангельской области забуксовала из-за временной неспособности региональных властей убедить население и региональные элиты автономного округа в целесообразности объединения. Сегодня жители НАО в первую очередь опасаются потерять то, что имеют и сомневаются в выполнении обещаний и гарантий. Таким образом, вопросы объединения должны решаться на местах, а вмешательство федерального центра может даже усложнить этот процесс.
- Если эксперимент со слиянием Архангельской области и НАО будет реализован и признан успешным, то в ближайшие 2 года потенциально ещё 8-10 российских регионов могут объединиться, что может значительно изменить российскую политику, в том числе и в контексте будущего трансфера власти. При этом становится понятно, что для успешной реализации сценариев объединения необходима эффективная и последовательная подготовительная работа с общественным мнением в регионах.


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: