Выборы в Белоруссии: напряжение растет

Выборы в Белоруссии: напряжение растет

Фото: Jorg Carstensen

Два месяца остается до президентских выборов в Белоруссии, а напряжение в обществе и окружении бессменного лидера страны Александра Лукашенко нарастает. Кандидаты от оппозиции собирают тысячи сторонников на пикетах для сбора подписей, а президент традиционно перед выборами меняет состав правительства. Эпидемия ковид, экономический кризис и растущее недовольство граждан несменяемостью власти могут сделать нынешние выборы либо очень интересными, либо, напротив, слишком предсказуемыми, а значит чреватыми массовыми протестами.

Александр Лукашенко заметно нервничает и, хотя он всегда отличался неоднозначными высказываниями, в последнее время позволяет себе оскорбления своих оппонентов, даже еще не зарегистрированных в качестве кандидатов. Внешнеполитическая обстановка также не дает президенту расслабиться и вынуждает балансировать между интересами России и коллективного Запада в попытке выторговать себе условия сохранения власти и активов. Но внешнее воздействие, как показывает время, не мешает Лукашенко действовать всегда самостоятельно, назло обстоятельствам.

Президент Белоруссии упрямо отрицает опасность коронавируса и не вводит в стране карантин, при этом пытаясь набирать политические очки, перехватывая у Москвы парад Победы в юбилейный год. Не взирая на низкие рейтинги и отсутствие былой поддержки Москвы, Лукашенко идет, вероятно, на свои последние выборы. Ситуацию усугубляет отсутствие единства и в элитах Белоруссии, преимущественно разделившихся на пророссийских и прозападных, а также третью группу неопределившихся, но внимательно наблюдающих за развитием событий. На стороне президента остаются силовики, но нельзя знать наверняка, что и среди них сейчас не ведется работа.

Лукашенко привык разгонять протест и расчищать политическое поле силой, поэтому верит в свои силы и административный ресурс для правильного голосования. Однако те, кто сегодня выступает в качестве оппонентов действующего президента способны если не выиграть выборы, то делегитимизировать их результат, уже сейчас выдвигая тезис, что честно Лукашенко победить не способен.

Оппозиционный блогер Сергей Тихановский, которого уже позиционируют как «белорусского Пашиняна», обещал, что в случае победы Лукашенко на выборах народ выйдет на улицы на мирный протест, усомнившись в справедливости такого результата. Сейчас блогер находится под арестом (снова аналогия с Пашиняном) за якобы нападение на сотрудника милиции, а в ходе обыска на его даче с третьей попытки найдены 900 тыс. долларов. Блогер незамедлительно был признан правозащитниками политзаключенным, а ОБСЕ и Европарламент призвали освободить и его и задерживаемых по всей стране соратников, пригрозив белорусским властям санкциями.

Снимок экрана 2020-06-09 в 12.33.04.png

Сергей Тихановский на пикете в Гомеле, фото: Радио Свобода

Тихановский не смог зарегистрироваться для сбора подписей за свою кандидатуру на пост президента, выдвинув претендентом собственную жену, и создается впечатление, ведет борьбу ради самой борьбы, объединяя под свои знамена самых критично настроенных к власти. И если он действительно способен вывести на улицу тысячи сторонников, то пока непонятно, кому хочет передать власть, которой намерен лишить президента Лукашенко. При этом, у Тихановского есть все признаки формирующегося политического движения по названию ютуб канала «Страна для жизни» (аналогия с Владимиром Зеленским и его шоу-партией «Слуга народа»), лозунгами якобы из народа «No pasaran — стоп таракан», и необычайно быстро организованной сетки волонтеров и активистов. Политическую карьеру Тихановский начинал с митингов против процесса интеграции России и Белоруссии.

Снимок экрана 2020-06-09 в 12.33.51.png

Сергей Тихановский / фото из оппозиционных сообществ социальных сетей Белоруссии

Может менее ярко, но не менее эффективно ведет кампанию кандидат от элиты – бывший банкир Виктор Бабарико, уже собравший необходимые для регистрации своей кандидатуры 100 тыс. подписей. На фоне блогера Тихановского Бабарико выглядит взвешенным и спокойным, а потому на него могут сделать ставку и группы элиты, помимо причисляемых к его электорату образованных горожан и среднего класса. Сам Бабарико играет на явных ошибках и несдержанных высказываниях Лукашенко: отрицании эпидемиологической угрозы, усугублении экономической ситуации, и последнего яркого пассажа президента - «Мы сделали эту страну, мы, если надо, никому ее не отдадим. Мы, если надо, будем уничтожать собственный народ».

Судя по реакции Лукашенко на выступления оппозиции президент всерьез обеспокоен и напоминает аудитории о кровавом опыте борьбы за власть в постсоветском пространстве: «Забыли, как бывший президент Каримов в Андижане подавил путч, расстреляв тысячи человек. Все осуждали его, а когда умер — на коленях стояли, рыдали-плакали. Мы этого не пережили, поэтому мы этого понимать не хотим — некоторые. Ну так мы напомним».

Вероятно, понимая всю серьезность ситуации и возможность жесткого ответа на протесты со стороны властей, Бабарико апеллирует в своих речах и к силовикам: «Нельзя стрелять в безоружных людей, нельзя расстреливать собственный народ. И вот когда люди говорят: мы отдадим приказ — и кто-то будет стрелять… Ну если уж ты такой смелый, возьми и сам попробуй это сделать. И не делай из людей преступников. Я абсолютно уверен, что ни один здравомыслящий человек ни в армии, ни в каких-то силовых структурах не возьмет на себя кровь своего народа».

Снимок экрана 2020-06-09 в 12.34.32.png

Виктор Бабарико на встрече с членами инициативной группы в Витебске / фото Сергея Серебро

С критикой Лукашенко выступает и бывший посол Белоруссии в США, а ныне оппозиционный кандидат Валерий Цепкало. Так же, как и Бабарико, он выступает за сменяемость власти, ограничив президентство двумя сроками. В целом позиции Цепкало либеральные, ориентированные на свободный рынок, широкую приватизацию и вступление Белоруссии в ВТО. Схожие взгляды и электоральная база с Бабарико делает возможным их союз с Цепкало, который в ходе пресс-конференции отметил, что «граждане могут отдавать свои подписи хоть за всех сразу: и за меня, и за Бабарико, за Дмитриева, за Канопацкую». «Чем богаче будет политический спектр, чем больше будет обмена мнениями, чем интересней будут дискуссии, тем больше шансов, что мы сможем сформировать национальную программу развития Беларуси», - считает Цепкало.

Снимок экрана 2020-06-09 в 12.35.10.png

Бывший посол Белоруссии в США Валерий Цепкало с бывшим президентом Биллом Клинтоном

Таким образом, основные критики и соперники Лукашенко ориентированы на Запад, хотя в своих интервью всегда оговариваются, что хорошие отношения с Россией необходимо поддерживать, иначе широкой поддержки избирателей в Белоруссии им не получить. Сильного пророссийского кандидата быть не может, поскольку Москва предпочитала договариваться с Лукашенко, да и он воспринимал любую подобную активность всегда негативно, замыкая все на себя. При этом Лукашенко по-прежнему рисует образ врага в виде российских олигархов, намекая на и на их спонсорство кампании Бабарико. Претенденты в кандидаты тем временем набирают искреннюю популярность и если против кампании Тихановского и его активистов действуют силовые методы, то кандидатов от элиты таким образом не остановить.

Пространство для маневра у Лукашенко сужается с каждым днем. Попытка перебить протестную повестку сменой премьера и ряда министров имела краткосрочный эффект, а новый глава кабинета сразу был записан экспертами в команду старшего сына Лукашенко Виктора. На последнего ставят многие и в Москве из-за налаженных связей и понятности позиции. Лукашенко старшему привычнее и удобнее стоять в бюллетене со слабыми и предсказуемыми соперниками, конкурентные выборы в нынешней ситуации потянуть будет сложно. Зачистка поля и недопуск сильных и ресурсных кандидатов как Бабарико, а также давление на Тихановского и его актив чревато массовыми протестами, на которые Лукашенко привык отвечать силой, что теперь может только усугубить положение и вызвать социальный взрыв. Подобный сценарий не нужен и Москве, поскольку может нарушить планы по дальнейшей интеграции, но и его нужно держать в голове российским стратегам, чтобы не допустить повторения 2014 года. 


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: