«Войны памяти, новые столкновения»

Для подавляющего большинства россиян день Великой Победы справедливо является важнейшим в году. Подвиг русского народа не забыт. В России особенно трогательно чувствуется связь поколений, ведь в каждой семьей вспоминают людей, отстоявших жизнь и свободу Отечества в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. В этом году в новых, коронавирусных условиях, праздник казался незнакомым: отмененный парад, отсутствие публичных мероприятий, «Бессмертный полк» на стеклах окон, увеличенные ме-ры безопасности в зонах наблюдения за праздничным салютом - все это вызывало смешанные чувства.

Совсем же испорчен был праздник для тех россиян, кто имел несчастье прочитать официальное заявление Twitter-аккаунта Белого Дома США. В нем, цитируя президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа, заявляется дословно следующее: «8 мая 1945 года Америка и Великобритания одержали победу над нацистами!». И, хотя, конечно есть все основания для возмущения подобным историческим ревизионизмом, печальная правда нашей современности такова, что это далеко не первый случай подобного замалчивания подвига солдат Красной Армии. Отечественные историки, как специалисты, так и любители, давно бьют тревогу: каждый раз в близкие к торжественным дням даты тема Великой Отечественной войны поднимается для обсуждения и «пересмотра итогов».

К чести простых американцев, случай с постом Белого дома был воспринят в штыки: напряженные отношения выразителей американского общественного мнения и Вашингтона в этот раз сыграли на руку российской позиции, однако многие «ревизионистские» скандалы зачастую заканчиваются патовой ситуацией. Две стороны не готовы находить общий язык, каждая из сторон борется за свою правду. В год 75-летия Победы в Великой Отечествен-ной войне «война памяти» (как этой ситуации метко дали название публицисты) вышла на новый уровень напряженности и накала, практически недели в этом году не проходило без какого-либо скандала. С чем это связано?

С тем же, что и для России, и для Евросоюза окончание Великой Отечественной войны (ну, или Второй мировой) - событие основополагающее, формирующее базовую идентичность политического образования. В Рос-сии вообще, по сути, кроме Нового Года, День Победы, — единственный па-мятный день, смысловое наполнение которого может объединить большую часть населения. В Евросоюзе же 9 мая отмечается схожий по объединяющему смыслу День Европы, праздник, который приобретает дополнительную актуальность в наше время. В эпоху после Брексита, во время бушующего корона-вируса, вызвавшего споры о масках и «коронабондах» когда касательно единства Европейского Союза возникает все больше и больше вопросов, необходимость единой позиции по такому вопросу, как отношение к итогам Второй мировой, становится очевидной для европейских политиков.

И отношение этих двух политий к событиям Второй Мировой войны оказалось полностью противоположным: в Европе лучше всего его выражает фраза «это никогда не должно повториться». Обывателю, следящему, напри-мер, за украинскими событиями, может вспомниться введеный после событий 2014 года символ красного мака и надпись «1939-1945. Нiколи Знову», что как раз и переводится, как «Никогда снова». Связано это во многом из-за двойственной, явно антироссийской (антисоветской) позиции стран Восточной Европы.

Постепенное вхождение в Европейский Союз бывших сателлитов СССР привело к тому, что именно бывшие страны Восточного блока стали самыми яростными бойцами антисоветского (а по наследству и антироссийского) взгляда на мировую историю, внешнюю политику и межгосударственные отношения. Таким образом они пытаются поймать сразу двух зайцев: занимаясь формированием внешнеполитических смыслов европейской политики, (культивирование и распространение страха перед Россией в общеевропейских рамках) страны, находившиеся под властью нацистов и запятнавшие себя частичной причастностью к нацистской политике Холокоста отказывают-ся признавать свою роль в этом преступлении против человечества. Новая трактовка Второй мировой, как события, в котором виновны два человека, два диктатора - Гитлер и Сталин, вполне подходила всем европейским государствам, но очевидны причины, по которым Россия не готова была согласиться на подобное.

Исследователи «войн памяти», такие как Алексей Миллер, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, сетуют на то, что «секьюритизация» политики не оставляет пространства для диалога, ведется политическая игра с нулевой суммой, в которой каждая сторона не брезгует использовать фейки, а из исторической правды берут лишь те факты, что выгодны и полезны этой стороне.

Сформировалась новая линия фронта, и коронавирусное поветрие лишь слегка замедлило вырисовывающееся. Скандал со сносом памятника маршалу Коневу и установкой памятного знака бойцам РОА, путинское углубление в историю, касательно роли Польши в проведении холокоста на территории Польской Республики, публичные выступления венгерских, хорватских и румынских политических деятелей, прибалтийские марши и пронацистские мероприятия, украинская война с «советским наследием» — лишь некоторые «горячие точки» на карте этой информационной войны.

Так, наверняка вздох облегчения пронесся в Германии после отмены торжественных мероприятий в России: не пришлось Ангеле Меркель искать повод не принимать решения, которое могло привести к ухудшению отношений с какой-либо из сторон «конфликта памяти».

Пример того, что к конфликту это действительно привести может, отчетливо был проявлен второго мая, когда проводилось небольшое по масштабам (из-за COViD-19) мероприятие воспоминания освобождения Берлина. На него были приглашены как представители России, так и представители Украины. Украинский посол Андрей Мельник от участия в мероприятиях от-казался, да еще и назвал подобную ситуацию «своим самым худшим кошма-ром» .

Еще одной сражение продолжающейся войны памяти было связано с фигурой польского посла в нацистской Германии Юзефа Липского. Его анти-семитские высказывания были осуждены Владимиром Путиным в свойствен-ной ему манере: «Сволочь, свинья антисемитская, по-другому сказать нельзя. Он полностью солидаризировался с Гитлером в его антисемитских настроениях и, более того, за издевательства над еврейским народом обещал поставить ему памятник в Варшаве», — сказал президент . Слова президента вызвали негативную реакцию в Польше, посол России в Польской республике был вызыван в МИД этой страны.

Крайне интересна тенденция европейских и украинских политиков в последние месяцы упоминать особую роль в действиях на европейских военных фронтах армии 1-го Украинского фронта, или Львовскую дивизию, как бы намекая на то, что, допустим Освенцим конечно же освободила Красная армия, но сделали это именно украинцы. Хотя историческая правда утверждает, что названия фронтов и армий давались в Красной армии времен Великой Отечественной войны по направлению наступления, а вовсе не по комплектации. Львовская дивизия так вовсе, например, формировалась из архангельцев и вологодцев.

Сейчас, после окончания праздничных дней, стоит ожидать некоторого утихания противостояния в «войнах памяти». Следующий виток стоит ждать к 22 июня — очередной памятной дате Великой Отечественной войны. Самого же большого ожесточения борьба может достичь к началу сентября, и в этом контексте особенно актуальным становится недавно подписанный российским президентом закон о переносе даты окончания Второй мировой на 3 сентября. США, и страны Европы празднуют это событие 2-го сентября, а на следующий день празднование традиционно отмечают в Китайской Народной Республике, и волей-неволей принятие решения о переносе торжественных мероприятий Владимиром Путиным рассматривается именно в этой взаимосвязи.

Сложившееся геополитическое положение бушующих «войн памяти» напоминает нам, как же важно, чтобы год юбилейных дат, связанных с окончанием самого страшного конфликта в истории человечества, не стал бы годом политических потрясений, схожих с теми, что к этому конфликту когдато привели. Давайте попробуем учиться у политиков прошлого, которые искали друг от друга примирения, а не агрессии, провокаций и геополитического противостояния.

Бобров Иван, 

студент 2 курса магистратуры СПбГУ, 

факультет политологии


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: