Украина и Грузия: политико-стратегическое партнёрство двух государств на постсоветском пространстве
После распада Советского Союза были предприняты попытки создания организации, которая бы объединяла и выстраивала повестку сплоченной деятельности всех государств бывшего единого государства. По задумке такой организацией должно было стать Содружество Независимых Государств или СНГ. Однако цели Содружества достигнуты не были: во-первых, на данный момент внутри Содружества действует разнонаправленная политика между участниками, во-вторых, в рамках СНГ не существует установленных дат совместных заседаний при участии всех стран объединения, в-третьих, немаловажно отметить и то, что представляет для нас особый интерес - Грузия вышла из состава СНГ в августе 2009 года, а Украина с 2014 года не участвует в деятельности Содружества, при этом не оплачивает ежегодный членский взнос и постепенно выходит из совместных соглашений. Триггерами к приостановке деятельности внутри одной организации в этих двух государствах послужили военные действия на их территориях, а также испорченные отношения с Россией.
Не секрет, что и Украина, и Грузия – два постсоветских государства, ориентированные на Запад, которые, начиная с распада Советского Союза, стремились вступить в ЕС и НАТО, однако неурегулированные проблемы, например, в случае с Украиной - продолжающийся вооруженный конфликт, никак не сдвинут с мёртвой точки западную интеграцию этих государств.
Не территории бывшего Советского Союза создан также военно-политический союз ОДКБ, в состав которого первоначально входила Грузия, но в апреле 1999 года Протокол о продлении Договора не был подписан, а в 2002 году Грузия заявила о своём стремлении стать членом НАТО. Украина в состав ОДКБ так и не вошла.
Таким образом, из стран Советского Союза Украина и Грузия, как одни из наиболее самостоятельных среди других республик, не принимая во внимание Белоруссию, в самом начале участвовали в соглашениях в рамках Содружества только отчасти, с целью поддержания добрососедских связей, при этом в долгосрочном плане эти страны не рассчитывали на продолжение дальнейшего сотрудничества.
Что общего у Украины и Грузии
· Обе - смешанные республики
· И Грузия, и Украина являются унитарными государствами, при этом у обоих государств существуют неразрешенные территориальные конфликты
· Стремятся вступить в ЕС и НАТО, но безуспешно
· И в Грузии, и в Украине однопалатные парламенты. В Конституции Грузии, однако, существует оговорка, что при «восстановлении юрисдикции Грузии на всей территории (Южной Осетии и Абхазии) будут действовать две палаты: Совет Республики и Сенат»
· По два региона в каждой стране считаются сепаратистскими (в Грузии – Южная Осетия и Абхазия, в Украине – ЛНР и ДНР)
· Языковая политика, направленная против русского языка.
Что различного у Украины и Грузии
· В риторике грузинского президента наблюдается надежда на то, что когда-нибудь Абхазия и Южная Осетия вернутся в состав Грузии[1], при этом президент Украины не исключает возможность разрыва отношений с ЛНР и ДНР на законодательном уровне[2].
· Грузия открыто разорвала отношения с Россией, в то время как Украина, несмотря на постоянные угрозы украинских дипломатов и предупреждения о возможном разрыве, продолжает вести дипломатический диалог с Российской Федерацией.
Как видно, общего значительно больше, чем различий, в связи с чем кажется понятной необходимость Украины и Грузии сотрудничать с целью совместного влияния на западные страны и вступления в единое торгово-экономическое, культурное и политическое пространство Европейского Союза.
Долгое время препятствием к развитию украино-грузинских отношений считался фактор Саакашвили и его активное участие в политике Украины. В последнее время, грузинским коллегам удаётся не обращать внимание на политические персоналии для продолжения двухсторонних отношений. Последний визит президента Грузии в Украину является ярким примером доказательства этому[3].
Позиции России относительно политики экономических двухсторонних отношений: Россия-Грузия и Россия-Украина
Если говорить о российском влиянии на эти два государства, то здесь наблюдается череда неудач в реализации нашей политической стратегии. Украина с исторической точки зрения всегда смотрела на Запад, распад Советского Союза только подтолкнул ее к скорейшему сближению с государствами западного мира. По состоянию на 2014 год, когда вопрос о сотрудничестве с Россией не воспринимался в Украине категорически неприемлемым исходом, только треть украинской внешней торговли приходилась на Россию, примерно столько же на ЕС, то есть по факту перед Украиной стоял равнозначный выбор, однако с Россией уже были налаженные экономико-процедурные отношения, а также единое прошлое, которое могло оказать сближающий эффект в политико-экономическом отношении. Но как мы увидели, Украина категорически отказалась принимать вектор, направленный на сближение с Россией.
Политика партнёрских отношений могла удастся только в том случае, если бы Россия не считала Украину своим основным стратегическим партнёром на территории СНГ и дала ей полный карт-бланш на осуществление своей независимой политики. В таком случае, возможно, мы бы имели сейчас соседнее развитое государство, деятельность которого хотя и была бы направлена на Запад, но при этом отношения с Россией развивались бы в здоровом ключе, не было бы агрессии и такого отторжения от русской культуры и языка. Состояние, в котором на данный момент оказалась Украина, по сути являются безысходным, - либо она объявляет общеукраинский референдум[4], и территории ЛНР и ДНР становятся независимыми, а также признаёт Крым российской территорией (что невозможно) и вступает в НАТО, становясь полноправным членом Европейского Союза, либо остаётся в состоянии нескончаемой войны, что значительно замедляет возможности ее экономического развития.
Практически аналогичная ситуация складывается в Грузии, с оговоркой на то, что грузинский лидер даже не рассматривает возможность окончательного отделения двух территорий из состава Грузии[5]. Для России Южная Осетия и Абхазия наравне с ЛНР и ДНР являются отягчающими обстоятельствами при выстраивании двустороннего сотрудничества. С одной стороны, эти территории обеспечивают буферную зону и гарантируют, что пока конфликты не будут урегулированы, страны не вступят в Североатлантический Альянс, но с другой стороны, это очень энергоёмкие и материально затратные конфликты, которые только обостряют отношения между тремя государствами, что не мешает тем не менее при необходимости войскам НАТО подходить максимально близко к российским границам.
Ситуация с Абхазией и Южной Осетией в значительной степени отличается от ситуации с украинскими территориями. Южная Осетия еще в сентябре 1990 года заявила о принятии декларации о государственном суверенитете в составе СССР, в ответ на что Грузия, считавшая Южную Осетию частью своей территории, ввела в Цхинвал войска, что привело к началу войны в регионе. После упразднения Советского Союза в декабре 1991 года Верховный совет Южной Осетии назначил проведение референдума о независимости и воссоединении с Россией. 19 января 1992 года более 90% проголосовавших высказались за независимость и присоединение к России. 29 мая 1992 года Верховный Совет республики провозгласил независимость и создание самостоятельного государства[6].
Абхазия также сразу после распада СССР объявила о собственном суверенитете от Грузии, с 1991-1993 годах она провозгласила независимость после войны с Грузией. Конституция, в которой республика объявлялась суверенным государством и субъектом международного права, была принята Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 года.
Таким образом, если в Украине проблемы с самоопределением российских граждан возникли в результате политики антироссийских отношений и запрета русского языка и культуры, то с грузинскими территориями ситуация самоопределения была решена сразу после распада Советского Союза самим населением этих территорий.
Потепление отношений между Украиной и Грузией
Что касается современных отношений между Украиной и Грузией, то политика выстраивается в основном в повестке борьбы с российской агрессией, российским засильем. Это напоминает риторику борьбы со старшим братом, желанием «перегнать старшего брата, который всячески навязывает свои идеи, доказать, что они могут развиваться без него и даже лучше».
С точки зрения заключенных договоров, в июне 2021 года между грузинскими и украинскими коллегами был проведен ряд встреч по организации совместной работы в туристической сфере. Министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко и министр экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава обговорили вопросы по активизации развития туризма. Также Александр Ткаченко провел рабочую встречу с министром культуры, спорта и молодежи Грузии Теей Цулукиани, в ходе которой они договорились начать двухстороннюю работу комиссии по вопросам культуры и науки[7].
В июне 2021 года впервые за последние 15 лет Украина и Грузия провели совместные переговоры на высшем уровне, в ходе которых было принято решение о выработке совместных партнёрских отношений между странами в различных направлениях. Президент Украины призвал Грузию к совместной работе по экономическому сотрудничеству. Также президенты достигли договорённостей сделать вопрос энергетической безопасности приоритетным направлением дальнейшего взаимодействия между странами.
Владимир Зеленский предложил «дать новый импульс диалогу между Тбилиси и Киевом» на основе «общности целей по вступлению в НАТО и ЕС», а также вступить в «Крымскую платформу» с целью совместной работы по деоккупации Крыма и «защиты» прав крымчан. Грузинская сторона заверила, что в обязательном порядке будет представлена на саммите Крымской платформы на высоком уровне. Президент Грузии Саломе Зурабишвили предложила украинскому руководству выработать совместную стратегию по возврату «оккупированных территорий».
Таким образом, можно подытожить, что отношения Украины и Грузии в будущем, возможно, с подключением к трёхстороннему диалогу Молдавии будут развиваться в позитивном ключе партнёрских отношений, направленных на усиление интеграции с западными странами и сокращение торгово-экономических отношений с Россией.
Нина Домрина, бакалавр политологии
[1] https://iz.ru/914287/2019-08-26/prezident-gruzii-zaiavila-o-planakh-vernut-iuzhnuiu-osetiiu-i-abkhaz...
[2] https://rtvi.com/news/zelenskiy-dopustil-razryv-ukrainy-s-dnr-i-lnr-po-itogam-referenduma/?utm_sourc...
[3] https://www.kommersant.ru/doc/4869151?tg
[4] https://meduza.io/news/2021/06/25/zelenskiy-dopustil-provedenie-referenduma-po-razryvu-otnosheniy-s-...
[5] https://iz.ru/914287/2019-08-26/prezident-gruzii-zaiavila-o-planakh-vernut-iuzhnuiu-osetiiu-i-abkhaz...
[6] https://www.gazeta.ru/science/2020/09/20_a_13258411.shtml
[7] https://georgia.mfa.gov.ua/news/zustrichi-ministra-kultura-ta-informacijnoyi-politiki-ukrayini-otkac...
Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: