Современный феминизм и политика
Про феминизм интернет-аудитория слышит достаточно часто, хотя явление это не новое, появившееся ещё в XIX веке. С самого начала оно фокусировалось на женщинах и их борьбе за лучшие условия жизни и труда. Оно наложило отпечаток на великие социальные революции XIX и XX веков, в результате чего изначальная цель феминизма была достигнута во многих странах: женщинам были дарованы политические и гражданские права, а в нашей стране после Октябрьской Революции политика в отношении прав женщин пошла ещё дальше. Впервые в истории появилась государственная политика по защите материнства, а сами женщины получили множество дополнительных льгот, специальное социальное обеспечение, дополнительные отпуска, финансовые преференции, пособия и т.д. Вскоре подобная политика стала проводиться и в других странах, и сохраняется по сей день. Тогда почему же в последнее время мы всё чаще слышим о новых феминистских акциях и движениях?
Как уже было сказано, феминизм появился давно и за это время пережил несколько этапов своего развития. Первым этапом принято считать буржуазное движение суфражисток в XIX и начале XX века, которые требовали дать женщинам полноценные политические права. Параллельно с этим начало зарождаться социал-демократическое феминистское направление, которое ставило своей целью улучшение положения женщины в обществе в принципе, а не только завоевание ими политических прав (этому посвящена знаменитая работа немецкого социалиста Августа Бебеля – «Женщина и социализм»).
Вторым этапом (или второй волной) называют период с середины XX века по начало 90-х годов. Тогда женские движения сосредоточились на требованиях признания женщины не только как домохозяйки, а как полноценного члена общества, не загнанного в рамки квартиры и кухни. Тогда же появляются труды Симоны де Бовуар, Бетти Фридан, заложившие основы либерального феминизма, а также работы американских социалистов, например Анджелы Дэвис – активистки американской компартии. Третья же волна феминизма продолжается сейчас и характеризуется довольно радикальной повесткой и идейной анархией, где господствуют какие угодно мысли, от требования признания за людьми любой гендерной и сексуальной идентичности (а новая волна феминизма утверждает, что их очень много) до откровенной ненависти к мужчинам.
Конечно, не все проблемы женщин до сих пор решены. До сих пор в мире процветает проституция, сексуальное рабство, высокая смертность при родах (особенно в развивающихся и наименее развитых странах), дискриминация в оплате труда (на одной и той же должности мужчинам могут платить больше, чем женщинам), рост изнасилований, домашнее насилие, а в последнее время ещё и свёртывание социальных программ для матерей в ряде посткоммунистических стран, а в странах Ближнего Востока вообще практикуется избиение женщин камнями за супружескую измену, запрещены разводы и т.д.
Проблемы есть, они объективные, и их нужно решать. Но с чем предпочитают бороться феминистки третьей волны? Помимо требований в любом произведении культуры показывать сильных женщин, которые борются с патриархатом, и продвижения ЛГБТ-повестки в массы, основной их постулат – право на аборт. Это имеет свои корни в идеях либерального феминизма, который был в противостоянии с государством и отстаивал свободу личности и невмешательство государства в частную жизнь. Так же и сегодня феминистки заявляют: «Моё тело – моё дело». На слуху эта тема находится в последнее время из-за событий в Польше, где консервативное правительство партии «Право и справедливость» решило полностью запретить аборты в целях улучшения демографической ситуации, которая в последние 30 лет ухудшается вместе с экономической ситуацией. Это вызвало огромное недовольство населения, прежде всего женщин, которые стали устраивать многотысячные манифестации против этих ограничений.
Конечно, такой всплеск недовольства связан не с тем, что коварное государство покушается на личность, а с тем, что у него просто не хватает денег на поддержку своих социальных программ по защите материнства, которые постоянно сворачиваются. Это накладывается на плохую экономическую ситуацию, где у обычных людей нищенские зарплаты и нет хорошей работы, а деньги нужны буквально на всё. Уже упомянутый Бебель показал ещё в XIX веке, что количество абортов прямо зависит от материального благосостояния населения.
Но видят ли это феминистки? Нет, они называют это борьбой с «патриархатом» и винят во всём не провалившуюся политику консерваторов, а просто мужчин, которые якобы хотят закрепостить женщину. Они уводят население от реальных причин их проблем в совершенно другую сторону, призывая бороться за аборт и права сексуальных меньшинств, но не менять реальные причины социальных бедствий и, что характерно, не выступают за государственную поддержку для матерей.
За рубежом среди населения эти идеи не так популярны, как в интернете и у политиков, которые заигрывают с активным электоратом, готовым прийти на выборы и проголосовать за нужного кандидата, если они пообещают им удовлетворить их требования, например, добавить ещё одну туалетную кабинку для трансгендеров или вывести из употребления слова «мужчина» и «женщина» и заменить их на нейтральные, вывести из школьной программы целый ряд произведений, которые, по их мнению, не толерантные (например, сказки про принцесс), а также ввести в употребление специальные феминитивы. В Австрии в 2011 году в угоду феминисткам был изменён текст национального гимна (написанный, кстати, женщиной), чтобы там не было упоминаний о «мужском шовинизме».
Кроме того, феминизм требует большей репрезентативности женщин в органах власти и в коммерческих структурах. И если 100 лет назад такие требования были обоснованы, поскольку для женщин существовал ряд преград для занятия ими высоких должностей, то к концу XX века ситуация поменялась, и женщин-политиков и представительниц прекрасного пола в бизнесе сегодня наблюдается очень много. Но требование есть, и феминистским сообществом было с воодушевлением воспринято выдвижение Джо Байденом на должность вице-президента США цветной женщины с азиатскими корнями Камалы Харрис. С ещё большим восторгом восприняли то, что после выборов в Сенат США туда прошёл первый трансгендер. Однако, пока непонятно, как это повлияет на политику США в отношении других стран и на продолжение военных интервенций, на социальную политику. У власти в Штатах уже стоял афроамериканец, но, как мы видим, решения проблем чернокожего населения не было и нет. А если окунуться в историю, то можно увидеть, что первые женщины в Сенате США были вообще сторонницами рабства. А потому утверждение феминисток о том, что женщины поменяют что-либо, когда придут к власти, абсолютно несостоятельно.
Всё это кажется какой-то несмешной антиутопией и цирком, если бы данные явления не поддерживались политической и бизнес элитой, которые не против поставить у себя на логотипе флаг ЛГБТ или выйти на митинг к сторонницам матриархата. И, разумеется, они будут это делать и далее, потому что требования феминисток никак не затрагивают способа добывания средств к жизни ни элит, ни обычных людей. Они никак не угрожают доходам корпораций, наоборот, своей поддержкой они могут помочь нужным политикам или рекламировать нужные товары и вести недовольных людей не в ту сторону, уводя их от политической борьбы к борьбе с абстрактным «патриархатом». Более того, эта тема может помочь и против политических конкурентов, например, обвинив их в сексуальном домогательстве или изнасиловании, и к этому тут же подключатся феминистки и движение «me too», которое, буквально, затравит нужного человека, не разбираясь в том, виновен он или нет (так произошло в Британии в 2017 году, в США ряд конгрессменов и мэров вынуждены были оставить свои посты из-за скандалов, связанных с домогательствами, мэр Копенгагена ушёл в отставку также из-за этого, и др.).
Что же до России, то здесь модные феминистские течения тоже находят своих сторонников, но в силу немного иной политической культуры россиян и их ментальности у этого явления нет серьёзного политического влияния. Более того, иногда феминистки подпадают под репрессивную машину государства. Их забирают с пикетов, за ними могут следить, даже угрожать, особенно сильно это проявляется на Северном Кавказе. Но и это тоже не находит отклика у населения, феминизм не становится популярным. Вновь окунаясь в историю, можно вспомнить, что сам этот термин в России употреблялся редко, а сходные с ним течения именовали просто женскими движениями. Ещё Александра Коллонтай критиковала феминисток своего времени за те же пороки, которыми они страдают сейчас, и противопоставляла им пролетарское женское движение. Возможно, в этом и кроется одна из причин непопулярности феминизма в России. Кроме того, у нас отсутствуют даже более-менее известные политические активисты и движения в этом направлении. Хотя при КПРФ все же существует движение «Надежда России», которое возглавляет бывший депутат Госдумы Нина Останина. Сторонников этого движения можно охарактеризовать как умеренных социалистических феминисток, которые, к тому же, выступают против ЛГБТ и однополых браков. Но само движение также не сильно популярно. Но проблема не столько в этом движении, сколько в самом феминизме третьей волны, ведь даже движение против сексуальных домогательств «me too» не нашло в России широкой поддержки, хотя ежегодно в России регистрируют более 3 тысяч изнасилований. В интернете существует ряд русскоязычных блогеров, но они вещают на свою аудиторию и обывателю неизвестны.
В России тоже есть свои проблемы, связанные с ущемлением прав женщин, хотя и не такие, о которых любят заявлять феминистки. Например, идёт постепенное свёртывание социальных программ по защите материнства и детства, женщины теперь не защищены от увольнения с работы из-за беременности и декрета, количество родильных домов за 30 лет сократилось вдвое, а многие женщины подвергаются насилию в семье. Несмотря на это, говорить о феминизме в России как о политической силе не приходится, поскольку модные в других странах течения феминизма не приживаются в России в силу культурных различий, а реальные проблемы женщин современный феминизм никак не решает. А потому эту тему перехватывают политические партии, такие как КПРФ, «Справедливая Россия», «Яблоко», недавно к этому подключилась «За правду». Говорить о создании в России сильной феминистской организации не приходится ни сегодня, ни в будущем.
Владислав Карлов, политический аналитик.
Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: