Роботизация политики. Где технологии Искусственного Интеллекта уже полноценно проявляют себя.

Все чаще мы сталкиваемся с внедрением искусственного интеллекта в разные сферы нашей жизни. И политика не является исключением. В данной статье рассматриваются несколько наиболее популярных направлений участия ИИ в политической сфере.

Во-первых, искусственный интеллект уже довольно активно используется в избирательных кампаниях, в частности, для анализа данных об избирателях с помощью машинного обучения. Еще на выборах в США в 2012 году Обама, понимая потенциал новых технологий, назначил специалиста по ИИ главным аналитиком своей команды. С помощью алгоритмов машинного обучения были проанализированы данные о каждом избирателе, что позволило волонтерам и сотрудникам избирательного штаба более эффективно общаться с электоратом. Во время избирательной кампании 2016 года Дональд Трамп, в отличие от своего главного конкурента в президентской гонке Хиллари Клинтон, использовал новейшие технологии для анализа Big data. Скандально известная компания Cambridge Analytica разработала алгоритмы психологического таргетирования, которые способны мобилизовать в совокупности 340 тысяч дополнительных голосов в пользу нужного кандидата.[1] Использование технологий Big data и алгоритмов машинного обучения в предвыборных кампаниях предоставляет возможность обработки в режиме реального времени огромных массивов информации и гарантирует получение нужного результата с, практически, 90%-ной вероятностью. Это позволяет иметь комплексное представление о предпочтениях, симпатиях и антипатиях конкретного избирателя, отдельных групп и электората в целом с минимальными затратами ресурсов.

Во-вторых, роботы в политике могут быть использованы для повышения эффективности политико-административной системы государства. Например, ИИ может взять на себя обязанности чиновников по взаимодействию с гражданами или коммуникации между органами власти, ведомствами или службами. В миграционной службе США уже запущен интеллектуальный программный помощник EMMA, который обрабатывает около 500 тысяч запросов посетителей сайта службы в месяц, тем самым экономя время и силы сотрудников. А в Объединенных Арабских Эмиратах внедрили государственный сервис Saad, который отвечает на запросы пользователей о том, как открыть бизнес в Дубае. Кроме того, сервис самообучается, используя базы данных об уже решенных вопросах для улучшения качества своей работы. Все это позволяет оптимизировать работу госорганов и сокращает количество бюрократических процедур, которые обычно и затягивают процесс коммуникации между властью и обществом.

В-третьих, ИИ доказывает свою эффективность в распространении государственной пропаганды и усилении цензуры. Это, конечно, является негативным моментом и ведет к созданию цифрового авторитаризма. Например, "великий китайский файрвол" - система фильтрации содержимого в Интернете, которую Пекин использует для государственного контроля Сети и с помощью которой стремится развить схему социального кредита, когда в случае обнаружения искусственным интеллектом “неблагонадежных” граждан последних лишают привычной жизни и отправляют на переобучение.[2] Но Китай не только применяет эту систему у себя, но и экспортирует ее за пределы страны, например, в другие азиатские страны (Тайланд, Вьетнам), а также поставляет оборудование для наблюдения в ряд других государств, в том числе, и в Россию. Видя масштаб распространения подобной системы государственной цензуры в Интернете, становится понятно, что такое применение искусственного интеллекта набирает популярность и может в недалеком будущем стать полноценной составляющей государственной системы. Мы тоже в этом плане не отстаем - тут можно вспомнить закон "о суверенном интернете". Чем не потенциальный "российский файрвол"?

Наконец, вершиной роботизации политики может стать создание роботов-политиков, которые смогут принимать объективные и эффективные политические решения, основываясь на анализе Big data и алгоритмах машинного обучения. В Новой Зеландии, кстати, уже существует такой политический бот Сэм, с которой может пообщаться любой желающий и которая даже собиралась участвовать во всеобщих выборах в 2020 году.[3] Правда, вопрос с участием роботов-политиков в политической жизни страны остается открытым - в политике ведь огромную роль, как отрицательную, так и положительную, играет человеческий фактор. И останется ли политика политикой в случае своего подчинения формализованным алгоритмам машинного обучения?

Таким образом, технологии ИИ уже являются неотъемлемой частью политики и государственного управления, и, безусловно, будут только усиливать свое влияние в этих сферах, потому что их  внедрение позволяет оптимизировать работу госслужащих, более эффективно воздействовать на электорат во время проведения избирательных кампаний и даже совершенствовать систему государственной цензуры и пропаганды. Перечисленные возможности ИИ демонстрируют, что его можно использовать как в целях развития государственной системы, так и в целях контроля общества. Поэтому главной задачей власти и политиков остается использование безграничного потенциала искусственного интеллекта во благо людей.

Автор статьи: Лилия Макарова, бакалавр политологии, аналитик АЦ "Политген"




Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: