Ранимое общественное мнение

Ранимое общественное мнение

Чему нас учит "оказия Фургала"? Тому же, чему и любые другие подобные примеры из далёкого и не очень прошлого. Нужно работать с общественным мнением и решать возникающие проблемы на начальном этапе, когда это еще можно сделать с помощью разговора с людьми, экономических и социальных мер, а не пускать ситуацию на самотек и надеяться, что все само собой решится. Ведь несмотря на то, что наш глубинный народ довольно аполитичен и терпелив, откровенного игнорирования своего мнения он терпеть не готов.

История показывает, что иногда достаточно небольшой ошибки на местах, чтобы маховик противостояния закрутился. Даже в советское время, несмотря на жесткую пропаганду, общественное мнение, его выражение, пусть и нестандартными путями приводило к политическим эксцессам. Яркий пример – Новочеркасские события 1962 года. Тогда в результате промахов руководства страны и ухудшающейся экономической ситуации начались перебои с продовольствием. Вследствие этого было принято решение о резком повышении цен на мясо и сливочное масло, причем в средствах массовой информации этот шаг преподносился как “просьба всех трудящихся”. Волна протестов рабочих прокатилась по всей стране. Наиболее напряженной ситуация оказалась на Новочеркасском электровозостроительном заводе, что было обусловлено и другими факторами: технической отсталостью предприятия, использованием тяжелого труда (в том числе труда заключенных), а также увеличением норм выработки без увеличения заработной платы. Возмущение рабочих из-за повышения цен на мясо и требование улучшения условий труда, казалось, не было воспринято “наверху” всерьез. Неудачная шутка директора завода (“Нет денег на пирожки с мясом - ешьте с ливером”) стала последней каплей в чаше терпения трудящихся и послужила катализатором последующих массовых демонстраций, в которых приняли участие до 5 тысяч человек. Далее ситуация разворачивалась еще более драматично, и закончилось все вводом танков и войск в Новочеркасск и расстрелом рабочих, а «наверху» – перестановками в ЦК КПСС.

В новейшей истории нашей страны можно найти также немало примеров, когда общественное мнение продемонстрировало свой скрытый потенциал, возможность в большей или меньшей мере влиять на власть. Удачное словосочетание питерского "телекиллера" Невзорова – "дама в тюрбане" стало спусковым крючком, похоронившим политическую карьеру Собчака. Не пришлось по духу бедному и бандитскому Петербургу начала девяностых слишком уж частое появление мэра с супругой на светских мероприятиях. Людмила Нарусова принимала активное участие в избирательной кампании Собчака, чем, как оказалось, лишь ухудшила положение дел и имидж действующего мэра. Общественное мнение было неумолимо: Собчак проиграл губернаторские выборы 1996 года Яковлеву.

Да и сакраментальное путинское "она утонула" про подлодку “Курск” в интервью Ларри Кингу хорошо, что было сказано в 2000 году, а не спустя 20 лет, во времена "ранимого общественного мнения". Хотя даже сейчас власть стыдливо опускает взгляд при любой попытке вспомнить об этой катастрофе. Руководство понимает, что в обратном случае люди начнут задаваться вопросом, почему тогда преступления неугодных власти срока давности не имеют, и любой из них при удобном случае может понести наказание спустя много лет.

Из международного опыта противостояния общественного мнения и власти показательными являются недавние демонстрации в Ливане, произошедшие в прошлом году. Руководство попыталось решить экономические проблемы в стране, сократить дефицит бюджета и внушительный госдолг, который в тот момент достиг 150% ВВП, с помощью крайне непопулярных мер, в том числе, увеличения налогов на топливо, табак, а также введения налога на звонки в WhatsApp и других мессенджерах. Население Ливана, которое и так страдало от глубокого имущественного расслоения и высокого уровня бедности, было возмущено таким решением власти и вышло на улицу. В результате действий демонстрантов, которых, по некоторым подсчетам, в пик протестов было более 1 млн человек, правительству пришлось прислушаться к общественному мнению и пойти на уступки, приняв программу экстренных экономических мер для сокращения государственных расходов и прекращения массовых протестов.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что общественное мнение, как бы манипулируемо оно не было — та самая невидимая шкала, которой измеряются политические возможности и перспективы. И от того, насколько власть имущие хотят и могут слушать это общественное мнение и отвечать на его запросы, зависит политическое будущее не только их самих, но и в отдельных случаях, будущее конкретного региона или даже всей страны. Но здесь стоит отметить, что в то же время эта шкала — неточная, постоянно ускользающая и меняющаяся в зависимости от обстоятельств, а потому зачастую доступная лишь тем избранным счастливцам, которым улыбается политическая фортуна.

Лилия Макарова, бакалавр политологии.



Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: