
Пропаганда 18+
Выборы 2021 года в России по количеству и качеству агитации и пропаганды многие сравнивают с 1996 годом. Действительно, по качеству многих агитматериалов создаётся впечатление, что мы до сих пор живём в 90-е годы, только с интернетом. Количество чёрного пиара и «чернухи» просто зашкаливало, в ход шли как приёмы, внушающие избирателям страх перед будущим, если они выберут конкретную политическую партию, так и откровенная издёвка и стереотипизация многих политических сил и деятелей. Но больше всего в информационном пространстве выстрелила агитация, завязанная на теме секса и эротики, воплощённая, по большей части, в видероликах.
Почему появилась фокусировка именно на этой теме? Хотя её исследовали ещё после выборов 2016 года[1], когда подобного контента стало появляться всё больше, но по сравнению с нынешней ситуацией, есть необходимость проанализировать то, почему эта тема перестала быть окончательно табуированной в политическом пространстве России и какие есть самые яркие её примеры.
Во-первых, секс и страх - самые сильные мотивы, поскольку самые древние. Ролики бьют по бессознательному и достаточно умело. Секс как был, так и остается потребностью для большинства населения страны, находящегося на пике своей жизненной активности. Во-вторых, это свидетельство исчерпания эффективности апелляции к разумному, к мозгу человека, поэтому и смысловая составляющая этой избирательной кампании была очень слабой. Рядовой обыватель не утруждает себя мыслительными процессами относительно того, какая политическая сила ему ближе по своей идеологии или программе, чаще всего он (она) о ней не думает вовсе. Также не растёт его заинтересованность в политике в целом, если мы посмотрим на явку, то увидим, что за последние 10 лет явка на всероссийские выборы упала до половины населения, имеющего права голоса, а на региональные так и вовсе держится на уровне 20-30 процентов (иногда меньше). В этой ситуации, когда не работают механизмы разума, но работают инстинкты, упор именно на них в агитации может повысить уровень вовлечённости граждан в политику. Как пример этого, видеоролик, агитирующий участвовать в выборах «Не про*би», где мужчина занимается сексом с девушкой, но вспоминает, что не проголосовал и убегает на избирательный участок, оставив девушку одну[2].
Если в 1996 году одним из главных посылов избирательной кампании был - голосуй сердцем, то сейчас он переродился в тезис - голосуй другим местом. И это явно не мозг. Хотя в обоих случаях механизм один - опора на иррациональность, но с точки зрения эстетики разница большая. Тогда уровень эротизма в пропаганде был минимален, упор делался на страх перед возвращением к власти коммунистов и возможные последствия в виде голода, репрессий, дефицита и т.д. В 2021 году упор делался уже на другой инстинкт.
Сексуальный подтекст был в политической рекламе и ранее, но так ярко и в таком количестве он проявился лишь в прошедшем электоральном цикле. Прекрасный пример ролика с подобным содержанием – видео с рекламой партии «Единая Россия»: «Голосуй за проверенных членов», где три девушки сидят в ресторане и обсуждают с какими мужчинами лучше заниматься сексом – с уже знакомыми или с новыми. Заканчивается ролик лозунгом: «Голосуй за проверенных членов» и изображением лидеров федерального списка партии в Госдуму - Сергея Шойгу, Сергея Лаврова и Дениса Проценко[3].
Следующим примером агитации, призывающей идти и голосовать на выборы является видеоролик «Сделаем это по-быстрому». Начинается всё с постельной сцены, но заканчивается у плаката с В.В. Путиным и призывом полуголой девушки идти и голосовать. При этом, за кого нужно голосовать, прямо не говорится, но изображение Президента, который связывает себя с «Единой Россией», мягко на это намекает[4].
При этом сложно точно сказать, являются ли данные агитматериалы официальной рекламой правящей партии (высшее руководство такое вряд ли бы оценило), но их уровень исполнения высокий, что говорит о хорошем финансировании. Конкуренты ЕР не всегда могут позволить сделать даже себе качественные ролики, поэтому маловероятно то, что они выделили деньги на чёрный пиар, который к тому же не до конца с уверенностью можно назвать чёрным. Например, два видеоролика с общим сюжетом «Нужно попробовать что-то новое»[5], в которых речь идёт о экспериментах с БДСМ, а в конце следует призыв голосовать за «Единую Россию», не воспринимаются как антипиар партии. Они вызывают, скорее, улыбку и характер у них юмористический. При этом месседж понятен – что-то новое и эксперименты могут нанести вред, поэтому лучше выбирать традиционное, в данном случае не голосовать за обновление парламента, а сохранить доминирование в нём ЕР.
Но всё же в этой кампании не обошлось и без чёрного пиара. Так, в конце августа в интернете появился ролик якобы от телеканала «ЛДПР ТВ», в котором партия скандирует свою приверженность правам ЛГБТ сообщества[6]. Сам ролик сделан на основе другого видео – House of Air. В партии принадлежность к данному ролику отрицают, что понятно, поскольку он эксплуатирует стереотипное представление об ЛДПР как о партии, в которой мужчинам карьерного продвижения можно добиться только через интимные отношения с вышестоящими партийцами. Кроме того, учитывая непринятие большинством населения России сексуальных меньшинств, ролик создаёт негативное впечатление об ЛДПР ещё и с этой стороны, и в результате у избирателя, не разбирающегося в приёмах агитации и не знающего программы партии, пропадает желание её поддерживать.
Сложно сказать, привела ли агитация, фокусирующаяся на низменном человеческом инстинкте, к тем результатам, которые получились на выборах. Очевидно, явка по сравнению с предыдущими думскими выборами выросла на 3 процента, но, скорее всего, это обусловлено другими причинами, а не вызывающей агитацией идти на выборы в стиле «Не про*би». Тем более, нужно учитывать тот факт, что большинство анализируемого материала появилось прямо в канун выборов и не смогло охватить значительную часть избирателей. По ТВ их не показывали, количество просмотров в интернете также не впечатляет. Однако на какую-то часть избирателей, наверняка, это оказало влияние, но не стоит, например, в провале ЛДПР на выборах винить ролик, эксплуатирующий стереотипы, бытующие об этой партии среди знающих людей. Причины поражения Жириновского гораздо глубже, чем один провокационный ролик.
С другой стороны, как уже было сказано, такая реклама полностью снимает табу с использования сексуального контекста в публично-политическом поле России, и в последующем мы, вероятно, увидим ещё больше такого контента в других электоральных циклах как федерального, так и регионального уровня.
Источники
1. Возбуждение электората. Секс, ложь и выборы: как в политике действуют низменные инстинкты. https://www.znak.com/2016-06-23/seks_lozh_i_vybory_kak_v_politike_deystvuyut_nizmennye_instinkty
2. «Не про*би». https://vk.com/wall-163061027_1447791?w=wall-163061027_1447791
3. «Голосуй за проверенных членов».
https://meduza.io/feature/2021/09/17/v-internete-poyavilis-predvybornye-roliki-pro-seks-ih-smysl-staroe-luchshe-novogo-odin-muzhchina-luchshe-mnogih-a-putin-krasavchik
4. «Сделаем это по-быстрому». https://www.youtube.com/watch?v=_1GkPkNLAM8
5. Нужно попробовать что-то новое». https://tjournal.ru/news/440293-pered-vyborami-v-seti-poyavilis-video-pro-seks-bdsm-i-proverennyh-chlenov-zhurnalisty-nashli-akterov-iz-rolikov
6. Ролик от имени ЛДПР в поддержку ЛГБТ.
https://www.youtube.com/watch?v=RrRyYN3tSVI
Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: