Ожидания и реальность: полгода премьера М. Мишустина

Ожидания и реальность: полгода премьера М. Мишустина

Информационная повестка первой половины 2020 года почти полностью была отдана на растерзание коронавирусу. В этих условиях в политическом пространстве наблюдается две тенденции – с одной стороны, ушли на второй план многие события общественной и политической жизни. С другой – любой политик стал рассматриваться как главный носитель информации, некого «сакрального» знания о положении на местах, реальной статистики, принимаемых мерах и т.д. В тоже время эффективность политика стала равна эффективности его действий по борьбе с вирусом.

Такое положение дел спутало многие планы и политические расклады, в том числе планы российской власти по трансформации политической системы, заявленные в начале года. В сложившейся ситуации особый интерес представляет деятельность нового председателя правительства –М.Мишустина. Изначальные цели, поставленные перед правительством под руководством Мишустина, столкнулись с тяжелыми реалиями мировой пандемии. И теперь, спустя полгода после назначения, самое время осмыслить имеющиеся результаты деятельности М.Мишустина и способность его правительства отвечать текущим вызовам.

Правительство М.Мишустина, в отличие от правительства Д.Медведева, СМИ представляли как ориентированное на новый экономический курс. Если при правительстве Медведева государство занималось накапливанием ресурсов, то при правительстве Мишустина встал вопрос грамотной реализации этих ресурсов для достижения быстрого экономического роста. В послании президента Федеральному Собранию, которое предшествовало назначению М.Мишустина и формированию нового правительства, В.Путин определил ряд ключевых для правительства задач. Отметим, что основной пул этих задач так или иначе связан с социально-экономическими вопросами внутренней политики – демография и поддержка семьи, образование, здравоохранение, макроэкономическая устойчивость, стимулирование инвестиций. Отдельно стоял вопрос изменения Конституции.

В рамках демографии и поддержки семьи главными задачами стали: повышение коэффициента рождаемости (до показателя 1,7) и увеличение выплат семьям с детьми (поддержка семей с низким доходом, продление программ материнского капитала, появление новых выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет) для чего от правительства требовалась корректировка бюджета.

В рамках темы образования поставлена задача – внести коррективы в национальные проекты «Образование» и «Культура»: «не только строить школы, но и эффективно использовать всю образовательную, да и другую инфраструктуру…».

В рамках вопроса здравоохранения поставлены задачи: увеличение числа специалистов в этой области, запуск программы модернизации первичного звена здравоохранения, отлаживание механизма официального ввоза в Россию отдельных специальных препаратов, которые пока не имеют официального разрешения.

Существующая макроэкономическая устойчивость должна быть ориентирована на повышения реальных доходов граждан. А в 2021 году темпы роста ВВП России должны быть выше мировых.

Стимулирование инвестиций включает в себя: ускоренное принятие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений, сохранение неизменности налоговых условий для крупных проектов должны быть неизменны на срок до 20 лет, создание упрощенных условий для работы бизнеса, ускорение цифровой трансформацию реального сектора экономики и т.д.

При этом, реализация этих задач должна проходить через реализацию национальных проектов, по средствам которых граждане должны быстрее почувствовать происходящие изменения. В целом, послание было ориентировано на человека и развитие человеческого капитала.

Под поставленные задачи было сформировано новое правительство, что привело к изменению его внутриэлитной ориентации. Группа министров, ориентированных на Д.Медведева была почти полностью удалена из правительства (А.Коновалов, В.Скворцова, М.Топилин, М.Орешкин, О.Васильева, В.Мединский, К.Носков). В тоже время произошло логичное усиление группы М.Мишустина, который привел в правительство свою команду: В.Абрамченко, Д.Григоренко, А.Оверчук, Д. Чернышенко (все вице-премьеры). Интересным явлением стало усиление группы, ориентированной на С.Собянина, министры: В.Колокольцев, В.Якушев, М.Решетников, В.Фальков и вице-премьер В.Хуснуллин. Этот факт может свидетельствовать о достаточно неплохих карьерных перспективах мэра Москвы.

В тоже время группа министров (С.Шойгу, С.Лавров, А.Силуанов, А.Новок, Д.Мантуров) и вице-премьеров (Ю.Трутнев, Т.Голикова, А.Белоусов), ориентированных лично на президента, осталась достаточно сильной.

Однако анонсированным изменениям не суждено было сбыться. Вместо спокойной работы по всем направлениям правительству пришлось переквалифицироваться в оперативный штаб коронавируса.

Основными темами стали: решение вопросов, связанных с коронавирусом, и вопросов, связанных с экономическим кризисом, вызванным нестабильностью цен на нефть.

Ситуация с коронавирусом показала нацеленность правительства на совместную работу различных ведомств и их кооперацию. Не существовало противостояния в медиа-пространстве М.Мишустина, С.Собянина и А.Поповой, которые стали основными ньюсмейкерами коронавирусной эпохи. Наоборот, ведомства показали готовность к взаимопомощи и учету опыта и наработок друг друга.

Более того, заболевание коронавирусом М.Мишустина, которое могло повлечь за собой серьёзные как имиджевые так и внутриэлитные издержки, не привело за собой таковых. Здесь мы имеем ввиду, в первую очередь, реакцию ведомства на заболевание главы. С болезнью М.Мишустина многие СМИ заговорили о возможном ближайшем снятии его с должности, однако А.Белоусов, замещавший эту должность, вел себя максимально корректно и не стал использовать этот период для продвижения собственного политического имиджа. К тому же М.Мишустин достаточно быстро вернулся в повестку за счёт возможности использования видео конференций.

Такую же консолидацию правительство продемонстрировало в период кризиса цен на нефть. Первые неудачные переговоры по сделки ОПЕК были не выгодны слишком многим политическим акторам, что заставило США, ОПЕК и Россию снова сесть за стол переговоров. Серия переговоров, как на уровне президентов (Путин-Трамп), так и на уровне министров энергетики (Новак-Бруйетт), способствовала конечной договоренности по сделке «ОПЕК+». Роль М.Мишустина в сделке была сведена к минимуму, однако его полная поддержка А.Новака опять же продемонстрировала готовность к работе в команде.

Таким образом, несмотря критические условия и невозможность выполнения первоначально поставленных задач, правительство во главе с М.Мишустиным в целом хорошо показало свою компетентность в работе в кризисных условиях. Оба кризиса были достаточно успешно преодолены. При этом, главное, что показал коронавирусный кризис – это готовность и способность правительства как никогда работать и работать согласованно и с высоким потенциалом межведомственной кооперации.

Такая работа правительства не осталась без внимания населения. За последнее время, согласно общественным опросам, рейтинг доверия правительству и М.Мишустина, по сравнению с правительством Д.Медведева, значительно улучшается, что показывают все центры измерения общественного мнения (ФОМ, ВЦИОМ, Левада).

Что касается первоначально поставленных задач, то, наверное, единственной выполнимой задачей во время коронавируса стала работа с системой здравоохранения. Однако, вместо запланированной на 1 июля, программу пришлось проводить в авральном режиме почти чрезвычайной ситуации. Несмотря на такие условия, правительство достаточно успешно справилось и продолжает справляться с этой задачей.

Также в условиях короновируса продолжилась поддержка семей с детьми в рамках различных выплат. В своём докладе Государственной Думе М.Мишустин отметил продолжение активной работы с бизнес структурами и помощи им во времена коронавируса. Можно рассуждать о недостаточности и каких-либо перекосах в помощи, однако сам факт ее наличия и факт попытки выполнять свои обещания выглядят не плохим началом.

Выполнение остальных задач, поставленных перед правительством, коронавирус существенно затормозил. Но уже сейчас можно говорить о возобновлении работы над ними, в частности, возобновление активной работы над корректированием национальных проектов.

Подводя итоги, можно с уверенностью говорить, что несмотря на неблагоприятно сложившиеся обстоятельства для начала работы, правительство во главе с М.Мишустиным справилось с представленными вызовами и готово вернуться к выполнению первоначальных задач, что и было обозначено на заседании правительства в середине июля.

Анастасия Дорошко, магистр политологии


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: