Новая реальность (продолжение): политические технологии в условиях карантина

Новая реальность (продолжение): политические технологии в условиях карантина

Ситуация с эпидемией коронавируса в России влияет на планы власти по организации региональных выборов. Летние досрочные выборы уже перенесены. Появляется информация о переносе даже сентябрьских выборов, однако в Администрации Президента стоит предусмотреть и варианты проведения голосования в условиях карантина. В регионах, где запланированы губернаторские выборы, фактически началась кампания врио и действующих глав, которым необходимо уберечь базовый электорат, находящийся в группе риска по возрасту, и не создать очагов протеста из терпящих крах предпринимателей и их сотрудников, безработной активной молодежи и разозленных слабым уровнем медицины пенсионеров.

Региональные власти в краткосрочной перспективе могут набрать политические очки, продемонстрировав реальный уровень контроля за территорией и кризисного менеджмента, способность мобилизовать все возможные ресурсы, ограниченные региональными бюджетами:

- создать и (или) организовать работу региональных сеток и привлечь новых «искренних» сторонников, общественников, волонтеров;
- максимально обеспечить возобновление работы крупных и значимых для региона предприятий для сохранения рабочих мест;
- выстроить работу с вынужденно простаивающим бизнесом, предложив варианты перепрофилирования, льготного кредитования;
- обеспечить оборудованием и дистанционном обучением (через ТВ передачи) старшего поколения современными возможностями общения посредством сети Интернет;
- организовать постоянное присутствие в сети и ТВ актуального контента по текущей ситуации;
- внедрять новые каналы и форматы дистанционного общения и участия в общественной жизни аудитории, поддерживать популярные и социально значимые инициативы граждан;
- транслировать в паблик объединяющие власть и граждан идеи и цели.

Что касается несистемных или новых потенциальных политических игроков, а также политических маргиналов, то они могут использовать кризисную повестку преимущественно для критики действующих властей посредством социальных сетей и телеграм-каналов, слабо контролируемых внутриполитическими блоками. Однако такие действия оппозиции не принесут политических дивидендов в ближайшей перспективе, а являются только подготовкой «задела» на будущее (перспективность сохранения и капитализации которого во многих случаях сомнительна). Крупный региональный бизнес без диалога и поддержки властей может стать вынужденно оппозиционным и использовать собственных ЛОМов для артикуляции и продвижения собственных интересов в том числе и политическими инструментами.

На фоне падения рейтингов, бездействия или растерянности традиционного пула политических партий повестку могут перехватить новые партии и движения, организовав поддержку населения, особенно в регионах («власть лежит на улице, остается лишь поднять ее» - В.И.Ленин). Напрашивается модерация между четырьмя группами населения: врачи и мед. работники, семьи, сидящие на карантине, пенсионеры из группы риска, зараженные. Однако реальные, организационные и правовые возможности для этого у новых политических движений крайне ограничены.

В условиях же продолжительной самоизоляции (из-за карантина или некоторое время по инерции) ограничение оффлайн общения в пользу онлайн контактов создаст запрос на объективные источники информации, дистанционные сервисы и, следовательно, откроется окно возможностей для политических партий и персоналий в виде использования мобильных приложений в качестве инструмента привлечения сторонников, собственных блогов, предлагающих востребованный контент о рабочих местах, юридической, материальной и медицинской помощи, волонтерских и прочих услугах, создании в онлайн домовых, дворовых, районных общественных или партийных организаций, выдвижении локальных лидеров и проведения праймериз.

Стремительно растет число пользователей мессенджеров и особенно групповых чатов родственников, друзей, коллег, клубов по интересам, соседей – более узких групп с повышенным уровнем доверия друг к другу и получаемой внутри информации нежели форумы, паблики и сообщества в соцсетях, которые сохраняют за собой развлекательную нишу. Пользователи демонстрируют сравнительно высокий уровень доверия таким источникам информации. Соответственно, политическим силам целесообразно использовать социальные сети для распространения формирующего контента в развлекательной форме и в виде полезных инструкций, а мессенджеры – для расшаривания данного контента и «мягкой» трансляции идей силами активных сторонников.

В ситуации, когда большинство людей либо сидит дома либо не выходят за границы своего квартала и при этом активно находятся в сетях, читают и просматривают информацию и местные новости актуальными ЛОМами становятся местные эксперты /аналитики/социологи с ежедневной информацией и блогеры/журналисты делающие видеосюжеты для социальных сетей и мессенджеров по волнующим вопросам данного города/региона.

Избиратели будут становиться более настороженными и требовательными в части реальных гарантий защиты собственных интересов со стороны кандидатов, вплоть до торга за свой голос. Таким образом, возникает необходимость в ассоциировании кандидатов с избирателем в качестве членов одного сообщества и преследующих общие цели, участии в общих чатах, постоянном онлайн контакте.

По последним прогнозам, пик эпидемии наступит в мае, и пойдет на спад в начале лета. Считаем, что в ситуации постэпидемиологической неопределенности и для обеспечения прозрачности процедуры и доверия к результатам выборов власти могут пойти на крайние меры, вплоть до отказа от тайны голосования, либо использовать технологии, исключающие манипуляции с результатами.


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: