Магия непредсказуемости, или выборы в Бразилии

Магия непредсказуемости, или выборы в Бразилии

Прежде чем окунуться в мир бразильской политики, необходимо сделать небольшое лирическое отступление и проговорить несколько важных замечаний касательно политической системы Бразилии. Без данного контекста может сложиться ошибочное представление о Латинской политике.

Итак, Бразилия представляет собой федеративную президентскую республику. И как водится в президентских республиках, президент является одновременно главой государства и исполнительной власти (федерального правительства).

Поскольку Бразилия – это федерация, состоящая из 26 штатов со своими региональными полномочиями и особенностями, выборы проходят на нескольких уровнях: местном, региональном и федеральном. И важно отметить, что идеологические предпочтения, высказанные на нижнем уровне, далеко не всегда транслируются на федеральный или хотя бы региональный уровень. Бразильская политика включает безумное количество переменных, от которых зависит настроение электората, что делает выборы очень часто непредсказуемыми.

В октябре 2022 состоялись очередные всеобщие выборы, на которых должен был выбраться президент и вице-президент, национальный парламент, губернаторы и региональные законодательные органы.

Президентские выборы. Первый и второй туры. Политические программы и технологии.

Поскольку в Бразилии реализована мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (кандидат обязан для победы набрать 50% +1 голос), выборы первого тура не выявили победителя, что ознаменовало назначение второго тура с участием двух кандидатов, набравших большее количество голосов.

Предвыборная гонка началась 17 августа и продлилась 1.5 месяца до 2 октября. 11 кандидатов выдвинули свои кандидатуры на пост президента страны. Наиболее конкурентноспособными оказались 4 из них: Лула да Силва (48,43%), Жаир Болсонару (43,20%), Симона Тебет (4,16%) и Сиру Гомес (3,04%). Лула да Силва, помнивший об успехе своего внутриполитического социального курса 2003-2010 по поддержке беднейших слоёв населения, принесший ему к концу 2-го срока рейтинг одобрения до 90%, решил сделать похожую риторику центральнообразующей в настоящей программе, дабы пробудить чувство благодарности в бразильцах. Однако Силва не учел одно главное условие, которое ломает весь потенциал выбранной стратегии: Бразилия нулевых годов и Бразилия спустя 20 лет – это две разные страны. Если в начале нового тысячелетия Лула за счет углеводородного сырья мог рассчитывать на серьезные бюджетные бенефиции и за счет них финансировать популярные в народе социальные программы, то сейчас цена нефти сильно просела, что сковывает движения по социальной поддержке, в силу чего даже близко тех масштабов достичь не удастся. Многие это прекрасно понимают, поэтому более скептически относятся к лозунгам Лулы по типу "включить бедного человека в бюджет", увеличить выплаты семьям и снизить налоги для бедных в условиях экономического застоя и очевидной неспособности бразильской экономики потянуть все эти нагрузки (рост ВВП упал до рекордно минимальных значений в 2-2.5%).  С другой стороны политических баррикад, расположился Жаир Болсонару, избравший любопытную тактику отказа демонстрировать свою предвыборную программу, тем самым явно давая понять избирателю, что он собирается заниматься делом, предпринимать конкретные действия, а не делать пустые заявления и обещания в отличие от своего визави. «Бог, родина и семья» — вот лозунг Болсонару, хотя бразильские католики слабо разделяют политические взгляды политика. Однако второй тур вынудил Болсонару пойти на этот непростой шаг: за 13 часов до начала голосования его программа появилась в публичном пространстве. По всей видимости штаб политика осознавал увеличившиеся риски проиграть, поэтому предпринял последнюю меру отчаяния по привлечению колеблющегося электората. И это принесло свои плоды. Тот рост электората во втором туре у Болсонару можно частично объяснить этим политическим ходом. Он включил в свою программу 22 позиции, комбинируя левую и правую повестки: строительство социального жилья, борьба с криминалом, цифровизация здравоохранения, увеличение финансирования силовых структур и т.д.

Отдельного внимания заслуживает роль вице-президентов, идущих в тандеме с кандидатами. Лула, выстраивая широкий фронт, ставит на это место Жералду Алкмина, бывшего политического конкурента на всеобщих выборах в 2006 г., известного своим влиянием в правых идеологических кругах. Жералду имеет огромный политический вес в бразильской политике, показав себя как эффективного управленца на посту губернатора Сан-Паулу. Эта мера продиктована желанием отрезать Болсонару от переизбрания путем привлечения некоторых компромиссных правых сил на сторону Лулы. В это время Болсонару продолжает укреплять свой «ядерный электорат», выставляя в качестве своего давнего напарника Брага Нетто на пост президента. Брага Нетто, будучи министром обороны при Болсонару, гарантирует тем самым силовой ресурс для достижения победы в политической борьбе. А поскольку Болсонару, называемый «тропическим Трампом», использует похожие методы политической борьбы, что и его американский «двойник», возникает резонное замечание, сможет ли Болсонару смириться в случае поражения с судьбой, или по образу Трампа возьмёт силой местный Капитолий. По имеющимся данным этого удалось избежать, поскольку Болсонару признал свое поражение.

К тому же, нельзя оставить без внимания особенно ценную в Бразилии политическую рекламу из уст лидеров общественного мнения (т.н. ЛОМов), которая в итоге зачастую играет ключевую роль. Например, известный футболист Неймар поддержал Болсонару, а ряд голливудских звезд высказались в поддержку Лулы и т.д.

Примечательно, что лишь один Болсонару представляет правый идеологический сектор среди представленных персон. Остальные так или иначе позиционируют себя как сторонники левых или левоцентристских взглядов, что является ключевым моментом в понимании победы Лулы во втором туре выборов. Хотя Симона Тебет строила свою предвыборную кампанию как кандидат «третьего пути», дистанцирующийся от двух очевидных фаворитов и тем не менее де-факто дублирующий риторику и политические намерения Лулы (например, наблюдается схожая программа по социальной политике), все же публично отдала свои симпатии Луле, тем самым подарив свой электорат идеологически более близкому политику. Похожая ситуация и у Сиру Гомес, который выстраивал свой имидж на жесткой критике Болсонару, называя его «фашистом». Тогда почему же результат второго тура не показал такого перевеса в пользу Лулы?

Второй тур состоялся спустя почти месяц после первого – 30 октября. В преддверии судьбоносного дня состоялись экстравагантные теледебаты, которые представляли собой обмен обвинениями и претензиями. Противники выбрали самые банальные темы для обсуждения: Болсонару снова напомнил всем, что Лула был осужден на несколько лет заключения по делу о коррупции, а Лула в очередной раз обвинял Болсонару в пандемийной халатности и смертях сотен тысяч людей.

Лула да Силва выиграл с крошечным перевесом в менее 1% голосов. Каждый из кандидатов бросил оставшиеся ресурсы. Болсонару сосредоточился на территории Лулы: на обработке беднейших слоев населения, он пытался перетащить на свою сторону изначально левый электорат, показав, что правое правительство гарантирует бОльшие бенефиции. Лула же сконцентрировался на работе с центристскими силами, чтобы забрать небольшой электорат непрошедших во второй тур кандидатов. Курс, взятый Болсонару, был изначально более хрупкий и опасный, поскольку в любой момент правая часть электората может неожиданно возмутиться, в то время как тактика Лулы была предсказуема и планомерна. Однако стратегия Болсонару принесла ему в абсолютном выражении более 7 млн дополнительных голосов, а Лула смог привлечь только 3 млн. голосов при общем незначительном увеличении явки на 300 тыс. человек. Такого скачка не мог ожидать никто, не говоря уже о том, что местные бразильские эксперты не давали Болсонару больше 36% в первом туре и предрекали безоговорочную победу Луле. В действительности оказалось, что болсонаризм не исчерпал свои ресурсы, и не угас общественный запрос на такую политику.

Парламентские выборы.

Неожиданными в свете президентских выборов стали выборы в национальный парламент. Большинство мест забрала «Либеральная партия», в которую входит проигравший президентскую гонку Жаир Болсонару. В нижнюю палату прошли рекордные 99 кандидатов, что открывает широкие коалиционные возможности. При участии правоцентристских и центристских партий ЛП сможет сконструировать коалицию абсолютного большинства. Левым однозначно придется нелегко вплоть до следующих парламентских ротаций, поскольку правый блок чрезвычайно монолитен, а это значит, что, внутренних фракционных расколов не ожидается.

Кардинальных перестановок в парламенте не случилось, но наблюдается тренд на поправение. Даже несмотря на отказ Болсонару от экополитики, мы не видим существенного прироста сторонников зелёных. Это свидетельствует о невероятной прочности правых сил и пророчит проведение смелой достаточно консервативной политики, хотя противовес в виде левого президенства будет, естественно, сглаживать острые углы.

Региональные выборы.

Выборы губернаторов не менее интересны и важны для бразильской политики, чем выборы в парламент. В Бразилии губернаторы играют важную роль в федеральном и тем более в местном политическом процессе.

Если не вдаваться в детали, то соотношение правых к левым не в пользу последних. Из 26 выборных лиц примат получили правые кандидаты в примерном количестве 10 штук. Однако ситуация выправляется тем, что избралось достаточно много центристских губернаторов, политика которых во многом будет опираться на местный представительный орган, зависящий от идеологической расстановки сил. 

Интерес России.

Оба кандидата равноценны для России. Если с непосредственным участием Лулы создавалась международная организация БРИКС в период его президенства, то Болсонару активно поддерживает дружественные дипломатические связи с Россией, и в этом ключе состоялся его визит в Москву в середине февраля этого года.

Несмотря на мировое давление, Лула после восшествия на пост президента сделал важное заявление, которое можно считать программным в отношении России. Он публично дистанцировался и попытался занять нейтралитет, заявляя, что Украина и НАТО так же виновны в начале СВО, как и Россия. Трудно представить, что Лула далеко сможет уехать, придерживаясь риторики двух стульев, и в скором времени одна из полярностей перетянет нового президента Бразилии на свою сторону. Хотя Бразилия будет активно этому сопротивляться, чтобы сохранить как можно больше экономических партнеров в непростых околокризисных условиях.

Таким образом, бразильская политика вновь продемонстрировала чудеса демократического процесса, приковав к себе внимание мировой общественности. Победу одержал Лула да Силва от левых сил. Ближайшие 4 года в Бразилии будут издалека напоминать первые 2 срока Лулы, в то время как Болсонару развернёт работу с населением, намереваясь выдвинуться на пост в 2026 г.

© Новоселов Никита

Студент СПбГУ, факультет политологии, 3-ий курс

 


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: