Формирование нового состава комиссии ЦИК

В конце марта 2021 года истекают полномочия текущего состава избирательной комиссии. Каким будет новый состав и повлияет ли это на легитимность предстоящих выборов в ГД?

По закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» Центризбирком состоит из 15 членов: 5 назначаются Госдумой, 5 – Советом Федерации, 5 – Президентом.

В конце февраля в верхней и нижней палате парламента был утвержден список кандидатур в новый состав Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ. По убеждению экспертов, Элла Памфилова останется на посту председателя комиссии, так как для власти она является понятной фигурой, и со стороны населения к ней сформировался хоть и невысокий, но устойчивый рейтинг доверия, а перед выборами в Госдуму и президентскими выборами в 2024 году это важно. При этом уже наблюдаются кадровые перестановки - из 10 членов комиссии от ГД и СФ утверждены 4 новые фигуры.

В новый состав от Госдумы войдут:

Александр Курдюмов (ЛДПР) - в 2017 году возглавил Центральную контрольно-ревизионную комиссию ЛДПР. С 2020 года - первый заместитель руководителя думской фракции либерал-демократов Владимира Жириновского.

Константин Мазуревский (руководитель аппарата фракции ЕР) - с 2012 по 2017 год - первый заместитель руководителя ЦИК - руководитель организационного управления аппарата исполкома «Единой России». Одновременно являлся членом Центризбиркома РФ с правом совещательного голоса от ЕР. С 2017 года - руководитель аппарата думской фракции «Единой России».

Члены комиссии, чьи полномочия пролонгируются:

Евгений Колюшин (КПРФ) - действующий член ЦИК с 1995 года.

Николай Левичев (Справедливая Россия) - в 2011-2016 годах занимал пост заместителя председателя Госдумы Сергея Нарышкина. 24 февраля 2016 года постановлением Госдумы был назначен членом ЦИК РФ.

Антон Лопатин (от группы депутатов ЕР) - с 2011 года - член Центральной избирательной комиссии от 16 февраля 2011 года и 10 февраля 2016 года.

Новый состав членов, назначенных Советом Федерации:

Людмила Маркина - с августа 2011 года - член избирательной комиссии Орловской области с правом решающего голоса и секретарь облизбиркома. С апреля 2014 года - председатель избирательной комиссии Орловской области.

Эльмира Хаймурзина - с ноября 2018 года - глава городского округа Красногорск Московской области.

Члены комиссии, чьи полномочия пролонгируются:

Николай Булаев – с 28 марта 2016 года избран заместителем председателя ЦИК Эллы Памфиловой.

Евгений Шевченко - 3 марта 2016 года указом президента Владимира Путина назначен членом Центризбиркома.

Борис Эбзеев – действующий член Центризбиркома (назначен указом президента Владимира Путина, повторно назначался указом главы государства от 3 марта 2016 года).

Таким образом, большая надежда на динамичные изменения в кадровом составе Центризбиркома ожидается от кандидатур, которых в ближайшем будущем должен утвердить президент. При этом, как сообщают источники «Ведомостей», одним из кандидатов по президентской квоте в ЦИК является глава аппарата Общественной палаты (ОП) Павел Андреев[1].

Как пишет эксперт РБК: «Новый состав ЦИК должен будет проявлять меньшую, чем прежний, законодательную инициативность в публичном поле, особенно в предложениях по либерализации избирательного законодательства, которые явно не соответствовали стремлениям Кремля и «Единой России» повысить управляемость выборов»[2].

С учетом нововведений в процедуре голосования, а именно: принятие поправок в избирательное законодательство, которые предусматривают проведение выборов в течение нескольких дней, а также заявления от 10 марта 2021 г. секретаря комиссии ЦИК Майи Гришиной о принятом решении о продлении действия Временного положения на выборы и референдумы, ожидается значительное размытие голосов на предстоящих выборах. Ранее Элла Памфилова заявляла, что с высокой долей вероятности выборы в 2021 г. пройдут в трехдневный период[3].

В 2020 г. в России впервые была опробована процедура трёхдневного голосования, которая помогла властям достигнуть желаемых результатов на региональных выборах. Многие депутаты высказываются против введения трехдневного голосования, к примеру, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский полагает, что это приведет к резкому увеличению числа фальсификаций: «Если голосование идет более одного дня, это означает, к сожалению, почти неограниченную возможность для фальсификаций. Это означает резкое осложнение работы наблюдателей, потому что они не могут трое суток следить за голосованием». Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявлял, что ему «непонятно, как контролировать три дня на выборах, мы не знаем, где будут находиться протоколы». Многие эксперты считают, что увеличения количества дней голосования существенно снизят возможность общественного контроля, что в свою очередь увеличит возможность управления голосованием и предоставит большой простор для фальсификаций.

Таким образом, большая вероятность, что предстоящие выборы в Госдуму будут проходить в режиме «многодневности», что синонимично их «размытости».

В марте этого года были приняты также поправки в ФЗ – «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которым ЦИК наделяется полномочиями обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, то есть в Роскомнадзор, с требованием о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», агитационных материалов, изготовленных и распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Иными словами, ЦИК выступает в роли цензора в политкампаниях, определяя, тем самым, насколько законодательно правильно та или иная партия или кандидат распространяют о себе агитинформацию.

Очевидно, что Роскомнадзор будет придерживаться мотивов ЦИКа и не только запрещать, но и накладывать соответствующие штрафы на провинившихся в зависимости от типа «лица», осуществляющего нарушение. К тому же, в поправках пишется: «Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации…». Таким образом, ЦИК оказывается не только цензором, но и диктатором того, как правильно нужно распространять и изготавливать агитку. Соответственно, для того, чтобы у Центральной избирательной комиссии хватило ресурсов и для установления особенностей изготовления, и для контроля над изготовлением/распространением агитинформации, численность экспертов и наблюдателей, а также государственного обеспечения может значительно возрасти. То, как это повлияет на рейтинг доверия и приведет ли это к увеличению числа голосующих, станет известно в сентябре.

 

[1] Подробнее на сайте «Ведомости»: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/03/01/859743-cherez-komissiyu

[2] Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/politics/07/12/2020/5fca3ae99a79477b1d0a6ddf

[3] Подробнее на ТАСС: https://tass.ru/politika/10868395


Нина Домрина

Бакалавр политологии


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: