Чудо-остров: компьютерные игры превращаются в политические

2020 год отметился новыми методами политтехнологической предвыборной борьбы. Связано это, конечно же, с пандемией: изменения социальной и экономической жизни не могли не повлиять на предвыборные технологии. И если в России коронавирусная эпидемия выразилась в «голосовании на пеньках», то в США это привело к «крупнейшей катастрофе» по мнению действующего президента Трампа.  Как и предполагалось, mail balloting – массовое голосование по почте – стало решающим фактором победы Джо Байдена.

 

За американской кампанией традиционно следят политтехнологи всего мира, в том числе и в России – так уж складываются обстоятельства, что приемы, найденные на этих выборах, рано или поздно оказываются в арсенале отечественных специалистов. Кеннеди-60, Клинтон-92, Буш-младший-00, Обама-2008: все эти кампании нашли свое отражение в российской политической реальности.

 

Поэтому достаточно важным представляется та роль, которую в избрании Джо Байдена сыграли… видеоигры.

 

Да, в этом нет ничего удивительного. Индустрия видеоигр, по сути, стала одним из немногих (если не считать фармацевтики и медицинских услуг) рынков, сумевших даже вырасти в условиях коронавирусного кризиса. Связано это, в первую очередь с тем, что значительное количество людей оказались лишены традиционных способов досуга, проводя больше времени дома. Резко выросли продажи игровых консолей, внутриигровые траты, покупка игр, а некоторые из видеоигр стали настоящими феноменами 2020 года, объединившими простых людей, медиа-звезд и политиков.

 

Именно такой игрой стала Animal Crossing: New Horizons, вышедшая в марте 2020 года. Игра представляет собой симулятор жизни на необитаемом острове, где игроку нужно трясти деревья, ловить рыбу, сажать огороды, строить дома и общаться с другими жителями, управляемыми как компьютером, так и другими игроками. На текущий момент продано более 26 миллионов копий этой игры. 

 

Но особый интерес представляет, конечно же, социальный аспект игры: игроки могут посещать «острова» других персонажей, чем не преминули воспользоваться политические активисты. Началось все в Гонконге, где лидер протестующих Джошуа Вонг использовал свой остров, как платформу для антикитайских и продемократических сообщений. «Для многих людей эта игра – возможность построить свою идеальную жизнь. Для жителей Гонконга этот идеал – протестное движение и наши лозунги: «Свободу Гонконгу, революция нашего времени». После этого игра пропала из китайских интернет-магазинов, по сути, перейдя в разряд «нежелательных».

 

Оценили возможности игры, как политической платформы, и активисты Black Lives Matter: острова игроков стали местом онлайн-протестов, в которых приняли участие те, кто не мог выйти на улицы, многочисленные гости приезжали на остров с криками «“Без справедливости не будет мира“, «Требуем справедливости для Джорджа и Бреонны», «Требуем урезать бюджет полиции», устраивая виртуальные демонстрации. Стоит отметить, что и по онлайн-серверам других видеоигр (The Sims, Grand Theft Auto, World of Warcraft) тоже прокатились волны протестного движения.

 

Подобные протесты внутри виртуальных миров происходили и раньше, на всем протяжении существования онлайн-видеоигр, как социального феномена. Однако впервые подобным протестам уделяется такое повышенное внимание медиа.

Специалисты связывают это с увеличением технологических возможностей. Ник Робинсон, профессор политологии в University of Leeds, считает, что росту популярности виртуальный политический активизм обязан распространению технологий «стриминга». Возможность транслировать происходящее на собственном экране для миллионов пользователей приводит к неконтролируемому распространению роликов, скриншотов, мемов и картинок, что ведет к дальнейшему «подсвечиванию» политического месседжа даже для тех, кто никогда не запускал видеоигру.

 

Апофеозом «политической карьеры» Animal Crossing стала именно американская президентская кампания. В конце октября, за несколько недель до выборов, Джо Байден открыл новую штаб-квартиру на виртуальном острове «Штаб Байдена». Любой желающий мог посетить остров, оформленный в традиционных американских цветах, а также избирательный участок, где гостю рассказывалось о том, как именно он может проголосовать за кандидата-демократа. Кроме этого, по всему острову были расклеены предвыборные плакаты кандидата, которые любой желающий мог скопировать для размещения на собственном острове. Особо удачливым посетителям удалось увидеть аватар Байдена, разгуливающий по острову, и сфотографироваться с ним.

 

Избирательный штаб Дональда Трампа, в свою очередь, не стал заниматься агитацией в видеоиграх. Пресс-служба президента США сообщила, что кампания Трампа будет продолжать использовать свои ресурсы для проведения кампании в реальном мире, «с настоящими американцами».

 

2020 год показал, что видеоигры обладают огромным политическим потенциалом. Да, до сих пор силен стереотип о «аполитичности» геймеров, однако все больше специалистов полагают, что политика и видеоигры – вещи не взаимоисключающие. И кто знает, может быть заведенный в компьютерной игре остров и был той мелочью, которой не хватило Дональду Трампу.

 

Чему стоит поучиться отечественным политтехнологам? Не стоит недооценивать современные виды коммуникаций: да, компьютерные игры и тик-ток могут показаться крайне неэстетичным способом общения, однако в современном мире любой дополнительный канал связи с избирателем крайне ценен. В преддверии выборов в Госдуму-2021 этот опыт станет неоценимым уроком.

 

Иван Бобров, политический аналитик


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: