Black lives matter. Левая политическая организация или бушующая толпа?

На протяжении полугода цитадель демократии и равенства, США, потрясают массовые протесты населения, направленные на искоренение неравенства. Прежде всего – расового, но если проследить генезис этих событий, то можно увидеть, что к изначальной повестке прибавилась и другая. За требованием уничтожения расового неравенства стали подниматься и вопросы ликвидации неравенства социального и экономического. Нынешние протесты отличаются от традиционного противостояния чернокожего населения США с американскими властями продолжительностью и масштабами – взбунтовалась вся страна, протесты выплеснулись даже за границы Америки, пройдя на улицах европейских городов.

Нынешние протесты, начавшиеся после гибели афроамериканца Джорджа Флойда при задержании, проходят под эгидой BLM (Black Lives Matter – чёрные жизни важны) – организации, созданной в 2013 году несколькими чёрными людьми левых убеждений для защиты чернокожего населения от полицейского произвола. Хотя, если честно, называть BLM организацией неправильно – у неё отсутствует единый центр управления, иерархия, и структура. Даже лидера как такового не имеется. Это больше объединение низовых протестных групп, выступающих под единым лозунгом, который, в свою очередь стал весьма популярен в интернете. Отсюда и такое количество в интернете новостей о том, что за BLM выступают разномастные сексуальные меньшинства и феминистки: они поддерживают любое движение в поддержку любой идентичности, а подобное движение за права чернокожих даёт им шанс ещё больше продвинуть и собственную повестку.

Характерно, что достаточно немного в интернете сравнений BLM с движением «Черных пантер», существовавшим во второй половине ХХ века. Хотя, казалось бы, сходств предостаточно – оба движения созданы людьми левых убеждений для защиты чернокожего населения, используют радикальные методы, противостоят полиции. Однако «Чёрные пантеры» были организацией со своими лидерами, внятной идеологией, политической программой, чёткой структурой, иерархией, и, что важно, они реально помогали чернокожему населению. По городам ходили вооружённые патрули, защищавшие афроамериканцев от произвола полиции, а добровольцы и члены партии раздавали бедным еду, одежду, снабжали школьников книгами и пропитанием, т.е. действовали как неправительственная социальная служба с собственными вооружёнными формированиями.

BLM же пока ни в чём подобном замечена не была. Попытка создать коммуну в Сиэтле закончилась провалом меньше, чем через месяц. К BLM присоединяются многие люди, многие из которых могут быть вполне неадекватных взглядов или чёрными расистами, но это не меняет левое идеологическое ядро движения. Но насколько оно левое и что другие левые в США думают обо всех этих событиях?

Если обратиться к сайту движения, то можно понять, что оно придерживается позиции «За всё хорошее против всего плохого». Там и требование справедливости, и признания гендерных и сексуальных идентичностей всех мастей, и требование ликвидации патриархата, эйджизма и т.д. В общем то, что сегодня принято называть левым дискурсом. Движение приветствовало избрание вице-президентом США Камалы Харрис – первой чернокожей женщины вице-президента (хотя она имеет индийско-ямайские корни), а также, в целом, поддерживает Демократическую партию США, что тоже не вяжется с их, якобы, левыми позициями. Демократическая партия – такая же партия финансовой элиты США, как и Республиканская, но с некоторыми социальными пунктами в программе, что и привлекает многих левых активистов. Кроме того, с 2015 года Демпартия финансирует BLM, а ряд её деятелей поддерживает протестующих. Протестующих поддерживал также недавно избранный президент США Джо Байден – тоже демократ.

Берни Сандерс – кандидат на праймериз в Демократической партии и самый известный американский социалист поддерживает с BLM давние отношения и выступал на их собраниях. И в этот раз он поддержал протестующих, однако не все их требования счёл разумными, в частности он высказался против требования ликвидации полиции в США как таковой. Другая видная левая активистка в рядах Демпартии и самый молодой член конгресса – Александрия Окасио-Кортес также поддерживает с BLM долгие дружеские отношения и регулярно посещает их демонстрации. Так, она поддержала требование активистов о сокращении финансирования полиции. Крупнейшая социалистическая организация в США – «Демократические социалисты Америки», – с самого начала включилась в протестное движение и на этом фоне сумела провести в некоторых местных муниципалитетах своих кандидатов, а Рашида Тлаиб – давний член организации, была избрана в Конгресс США.

Другие американские левые, не такие крупные, как левое крыло Демпартии США, также поддерживают протесты и движение BLM. Например, одна из старейших партий страны – Коммунистическая Партия США с её лидером Джо Бачтеллом регулярно публикует у себя на сайте материалы с поддержкой протестов и одобрением действий протестующих в отношении полиции.

Российское левое движение также не могло остаться равнодушным к событиям на другом континенте. Но российские левые не объединились в поддержке BLM, а скорее разделились. Крупнейший представитель этого фланга на российской политической сцене – КПРФ неоднозначно оценивает проходящие протесты. Зюганов назвал их вакханалией и заявил, что из-за этого США стоит на пороге новой гражданской войны. В то же время ряд партийных публицистов признают, что расовая проблема для США крайне острая и нынешние события со всеми её перегибами (уничтожением памятников и погромами) лишь результат долгого отсутствия её решения. Множество рядовых активистов партии с воодушевлением восприняли начало таких массовых протестов в эпицентре мирового капитализма и считают, что российским левым нужно брать с них пример. Такой же позиции придерживаются несистемные левые организации, например троцкистская РРП. Один из руководителей ортодоксальных марксистских партий в России – РКРП и РОТ ФРОНТа Александр Батов высказался о том, что подобные протесты имеют под собой прежде всего классовые причины, которые накладываются на национальный вопрос, и что многие игнорируют тот факт, что в протестах участвует много белых. Подобную точку зрения высказал и блогер левых убеждений Константин Сёмин.

Руководитель «Левого фронта» Сергей Удальцов, общественный деятель Алексей Сахнин с воодушевлением восприняли протесты, усмотрев в этом то, что в США «просыпается глубинный американский народ». Но другие левые активисты критикуют движение за недостаточную идеологическую подготовку и подмену реальных проблем модной, популярной повесткой (ЛГБТ, расизм, экоактивизм и др.). Левый политолог Борис Кагарлицкий связал взрыв недовольства американцев со сложной расово-окрашенной социальной ситуацией в стране и не менее сложной ситуацией с ковидом и заявил, что это ещё не революция, но уже больше, чем обычный бунт.

BLM, безусловно, имеет левое идеологическое ядро – требование справедливости и уничтожение расовой дискриминации, и имеет сильное политическое влияние. Однако это не полноценный политический актор, им пользуется каждый в своих интересах. На это имеется ряд причин, из которых: отсутствие у BLM чёткой структуры и политической программы, тактики действий, идеологическая размытость и эклектичность, отсутствие руководящего ядра, поддержка лишь косметических мер по изменению существующего порядка вещей. Под эгидой BLM выступают как левые, так и правые, обычные преступники и политические активисты, требования постоянно разные и иногда противоречащие друг другу.

По ТВ, фильмам и новостям можно сколько угодно показывать сильных и успешных чёрных персонажей, чтобы удовлетворить «прогрессивную» общественность, которой так много сейчас в BLM, можно назначить чёрных или азиатов на руководящие посты в государстве, но корня проблемы это не ликвидирует. А корень её, как это ни банально – в бедности и экономическом неравенстве, а вернее в неравенстве распределения доходов и труда. Именно бедность и несправедливое отношение к чёрным заставляет их так долго выходить на улицы и отстаивать свои права. Однако, если BLM так и останется неструктурированным и эклетичным в идеологии движением, то ни о каком реальном решении данных проблем говорить не приходится. И причислять данное движение к социалистическим (несмотря на отдельные его элементы) нельзя.

 

Владислав Карлов,
студент 2 курса магистратуры
факультета политологии СПбГУ

 


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: