«А девушки – потом?» Образ женщины-политика в современном общественно-политическом пространстве

В прошлую пятницу Фонд общественного мнения провел исследование, посвященное роли женщин в политике. Результаты – ожидаемые, пусть и безрадостные: всего лишь 40% россиян верят в возможность избрания женщины президентом страны в ближайшие 10-20 лет. 47% опрошенных посчитали, что такого произойти не может. Тренд нисходящий – раньше в такую возможность верили более половины опрошенных, а не верили – только 30% респондентов.

Однако при этом 61% опрошенных полагают, что женщины должны активнее участвовать в политике, а 62% респондентов допустили возможность голосования за кандидата-женщину. С чем связаны такие цифры, какова роль женщины в отечественной политике, какие преимущества и недостатки несут себе половые различия в политике вообще – постараемся разобраться в этой статье.

Эксперты считают, что Россия обладает достаточно слабыми позициями в вопросе представительства и участия женщин в политической жизни. Существуют незримые барьеры, не позволяющие им занимать высокие политические посты. В этом виноваты и стереотипы, до сих пор живущие в обществе: женщины боятся идти в политику, поскольку знают – в случае малейшей неудачи их ждет общественное осуждение.

И в самом деле – руководящие должности преимущественно получают мужчины. Если взглянуть на губернаторский корпус, то из женщин там лишь недавно переизбранная Наталья Комарова, губернатор ХМАО. В Государственной Думе 68 женщин-депутатов из 445, в Совете Федерации из 170 сенаторов лишь 31 место занимают женщины. Три женщины на данный момент входят в правительство: вице-премьеры Виктория Абрамченко и Татьяна Голикова, а также министр культуры Ольга Любимова. С учетом прошлогодней информации Росстата о том, что на одну тысячу мужчин в стране приходится 1154 женщины, диспропорция полового представительства в политике становится еще более очевидной.

Современная политическая история России знает немало ярких женщин-политиков: Галина Старовойтова, Ирина Хакамада, Ксения Собчак, Эльвира Набиуллина, Элла Памфилова, Мария Захарова, Ирина Яровая, Валентина Матвиенко. Успех этих женщин-политиков связывается с формированием собственного образа в соответствии с «маскулинными» запросами общества, встраиванием в патриархально-ориентированную политическую систему.

Валентину Ивановну Матвиенко опросы называют самой авторитетной женщиной-политиком. И неслучайно – она достигла самой высокой должности, которую когда-либо занимала женщина в РФ – должности спикера Совета Федерации. Сама Валентина Ивановна убеждена, что пришло время для нового взгляда на политический процесс – женского взгляда. «Я точно уверена в том, что мир уже устал от брутальной мужской политики, я верю, что сейчас наступает эра мягкой силы, где особая роль будет у женщин, которые более склонны к компромиссам, дипломатии» – так заявила председатель СФ, выступая перед финалистами конкурса «Лидеры России».

Спустя некоторое время и Владимир Путин поддержал эту мысль, заявив, что включение женщин в активную общественно-политическую работу – «чрезвычайно важный ресурс для всей страны на будущее».

Доводы первых лиц понятны, роль женщин в общественно-политической жизни растет по всему миру: так, готовится к публикации исследование американского политолога Эрин Ченовет о роли женщин в мирном протесте. Она считает, что протесты, в которых принимают активное участие женщины, отличаются меньшим уровнем насилия, большими масштабами и, что самое интересное, большими шансами на успех.

Последнее десятилетие стало по-настоящему «десятилетием женского протеста»: арабская весна, протесты в США, Польше, Великобритании, Франции, Белоруссии. 70 процентов кампаний протеста с 2010 года включали «среднее или большое» количество женщин на передовой. Зачастую в ходе протестов у женщин получается использовать гендерные стереотипы себе на пользу: например, они физически ограждают мужчин-демонстрантов от полиции, а также группы протестующих из конфликтующих сообществ. Стереотип о женщинах как слабых существах, нуждающихся в защите, здесь служил для снижения градуса напряженности. Ответ властей не заставил себя ждать: практика показывает, что современные протестные митинги подавляются полицейскими силами с значительно большим количеством полицейских-женщин, что можно считать ответом на участие женщин в демонстрациях.

На постсоветском пространстве самым удачным примером использования женского образа стал белорусский оппозиционный триумвират «Тихановская, Колесникова, Цепкало». Участие женщин в политическом процессе оказалось практически вынужденным: белорусские власти не допустили до участия в президентских выборах мужей Светланы Тихановской и Вероники Цепкало, а Мария Колесникова до объединения оппозиционных сил была координатором штаба арестованного Виктора Бабарико. Еще до выборов и активной фазы протеста оппоненты власти выбрали себе в качестве опознавательной символики простые и общепонятные символы. Триумвират Тихановской, Колесниковой и Цепкало использовал символы борьбы (сжатый кулак), любви (символ сердца) и победы (знак V). Символика быстро прижилась, как в социальных сетях, где ее подхватили сочувствующие оппозиции инфлюенсеры и бренды, так и в оффлайне.

После выборов на роль лидера белорусской оппозиции выдвинулась Светлана Тихановская, и здесь крайне интересен образ «политика поневоле»: ее отличает естественность и человечность. Эксперты отмечают нежелание Тихановской подстраиваться под «маскулинные стандарты политика», простоту, глубокую убежденность в собственной правоте, сдержанность и человеческую притягательность.

В российском общественно-политическом пространстве пока не нашлось политика, готового занять эту свободную нишу. Поэтому до сих пор влияние женщин на отечественную политику ограничивается курьезными случаями, вроде произошедшего в этом году в Костромской области, где на должность главы Повалихинского сельского поселения выбрали уборщицу администрации Марину Удгодскую, баллотировавшуюся в качестве «технического оппонента» действующему главе поселения.

Тем не менее, запрос на немаскулинный образ в российской политике продолжает быть актуальным и нереализованным, ниша остается свободной и ждет свою прекрасную героиню.

 

Иван Бобров, политический аналитик


Понравился материал?
Поделитесь им с друзьями в соцсетях: